• Безбарьерная среда. Методические рекомендации по формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях

    Доступная среда

    МОУ «Чернавская школа» Милославского района Рязанской области является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, полного образования. Контингент школы составляет 142 обучающихся. На сегодняшний день в нашей школе 3 учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. Они находятся на индивидуальном обучении.

    С 2015 года коллектив школы работает над проблемой «Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

    Инклюзивное образование в школе призвано решить следующие задачи:

    1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

    2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

    3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

    4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

    5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

    6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

    7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

    Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

    Организационное обеспечение . Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе , которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство.

    Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

    Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности.

    Материально-техническое обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

    Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:

    1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

    2. проведение административных советов;

    3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

    4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

    5. разработка методических рекомендаций учителю;

    6. диагностика, коррекция, профилактика;

    7. обследование школьников по запросу родителей;

    8. оказание психологической поддержки педагогам.

    Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия с детьми с ОВЗ работают по адаптированным программам.

    «Доступная среда» обеспечивает:

    • создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
    • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
    • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

    1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

    1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

    2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

    3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

    2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

    1. Сориентировать коллектив МОУ «Чернавская школа» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

    2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

    3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

    3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

    Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МОУ «Чернавская школа» для детей с ОВЗ.

    Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

    Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

    • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
    • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;

    Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

    ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

    1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

    2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

    3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

    4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

    5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

    6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

    Вход в школу

    Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

    Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

    Внутреннее пространство школы

    Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

    Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

    Школьная раздевалка

    Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

    Школьная столовая

    В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

    Школьный туалет

    В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

    Спортивный зал

    Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

    Школьная библиотека

    В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

    Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

    Классные кабинеты

    В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

    Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

    Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

    Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

    Территория школы

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

    Принято педагогическим Утверждаю

    советом школы Директор школы

    (протокол №1 от 29.08.2016) Гуркин А. П.

    План

    по обеспечению доступности

    МОУ «Чернавская школа» для детей-инвалидов

    на 2016-2018 годы.

    Цель: создание условий для обеспечения безбарьерного доступа детей-инвалидов к образовательным услугам.

    п/п

    Мероприятия

    Сроки реализации

    Создание и ежегодное пополнение базы данных на детей-инвалидов, проживающих на территории микрорайона образовательного учреждения

    Ежегодно

    Выявление детей-инвалидов с трудностями передвижения, слабовидящих детей, проживающих на территории сельского поселения

    Ежегодно

    Изучение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов

    Постоянно

    Организация обучения детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации

    Постоянно

    Выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательном учреждении.

    Создание межведомственной комиссии по обследованию образовательного учреждения

    Ноябрь 2016год

    Оценка потребности ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательном учреждении

    Декабрь 2016

    ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ

    Создание автостоянки для посетителей

    ВХОДНАЯ ГРУППА (для доступа в зону оказания услуги)

    Установка пандуса наружного с реконструкцией входа в школу

    Установка поручней с двух сторон при входе в школу

    Установка не скользкого покрытия на крыльце и входной площадке

    ПУТИ ДВИЖЕНИЯ В ШКОЛЕ (для доступа в зону оказания услуги)

    Контрастная окраска первой и последней ступеней на лестнице

    Установка рельефных (тактильная) полос перед маршем, вверху и внизу (ширина) на лестницах

    Оборудование разворотных площадок

    Установка поручней с двух сторон:

    (горизонтальные завершения вверху и внизу, с не травмирующим окончанием)

    Оборудование мест отдыха и ожидания (не реже, чем через 25 м):

    Установка пандуса внутреннего к запасной лестнице

    Установление знака доступности помещения

    По окончанию оборудования без барьерной среды

    Приобретение парт, столов необходимых размеров

    Реконструкция освещения (высота, установка местного, дополнительного освещения)

    Установка поручней, крючков для костылей в необходимом количестве в классных комнатах

    Санитарно-бытовые помещения

    Оборудование раковины в санузле на определённом уровне, оборудование зона у раковины для кресла-коляски

    СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

    Установка необходимых надписей (размещение на высоте, высота прописных букв, освещенность)

    Установка необходимых указателей, пиктограмм (размещение на высоте, высота прописных букв, освещенность)

    Принято Утверждаю:

    Педагогическим советом Директор школы:

    Гуркин А. П.

    Положение

    об организации индивидуального обучения на дому

    в МОУ «Чернавская школа»

    I. Общие положения

    1.1.Организацию индивидуального обучения на дому определяет порядок получения общего образования, предусмотренный Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от от 29 декабря 2012 года (п.1статья 34, пункт 5,6 статьи 41, статья42, 44, п.10-11 статьи 66,79).

    1.2.Положение разработано в соответствии с

    Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

    - Приказом министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" .

    1.3. Образовательная организация (далее ОО) определяет варианты организации обучения с учетом рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, ПМПК и письменного согласия родителей (законных представителей): устанавливаетразные сроки освоения образовательных программ; вариативность организации занятий с детьми (занятия могут проводиться в учреждении, на дому, дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий и комбинированно, то есть часть занятий проводятся в учреждении, часть - дома).

    1.4. Индивидуальное обучение организуется на 2, 3, 4 уровнях общего образования для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано индивидуальное обучение на дому.

    1.5. Обучение ребенка по основным общеобразовательным программам на дому осуществляется в соответствии с утвержденным ОО индивидуальным учебным планом. Распределение часов по предметам осуществляется ОО с учетом индивидуальных потребностей и психофизических возможностей ребенка. Обучение на дому организуется с учетом особенностей психофизиче-ского развития и состояния здоровья обучающихся, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями.

    1.6 Школа для обучения данного ребенка на дому:

    организует разработку и утверждение индивидуальных учебных планов обучающихся по согласованию с их родителями (законными представителями);

    обеспечивает обучение в соответствии с федеральными государственны-ми стандартами начального общего, основного общего и среднего общего обра-зования;

    Предоставляет на время обучения в пользование бесплатно учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания;

    осуществляет консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, которые самостоятельно обучают детей на дому;

    осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;

    выдает обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, документ госу-дарственного образца об освоении образовательной программы.

    1.7. Индивидуальное обучение бесплатно предоставляется в пределах:

    I - IV классы - 8 часов в неделю,

    VIII классы - до 10 часов в неделю,

    9 класс - до 11 часов в неделю,

    XI классы - до 12 часов в неделю.

    II. Перевод обучающихся на индивидуальное обучение.

    2.1. Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение медицинской организации, письменное обращение родителей (законных представителей) на имя руководителя ОО. Родители (законные представители) на период обучения заключают договор с ОО, осуществляющей обучение.

    2.2. Сроки перевода обучающегося на индивидуальное обучение регламентируются сроками действия заключения медицинской организации.

    2.3. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение директор ОО или его заместитель по УВР обязаны ознакомить родителей (законных представителей) с настоящим Положением и внести соответствующие изменения в договор «Об организации индивидуального обучения»между ОО и родителями (законными представителями).

    2.4. Зачисление обучающегося в ОО осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в ОО. Родители (законные представители) предоставляют в ОО следующие документы: заявление родителей (законных представителей), заключение врачебно-контрольной комиссии медицинской организации, индивидуальную программу реабилитации, документ, подтверждающий личность ребенка.

    2.5. Обучающийся, проживающий на микроучастке другой ОО и имеющий заключение медицинского учреждения на индивидуальное обучение больного ребенка на дому (на период болезни), по заявлению родителей (законных представителей) может быть переведен в ОО по месту жительства вне зависимости от наполняемости класса.

    2.6. При переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому классный руководитель на начало учебного года обязан внести обучающегося в списочный состав класса, заполнить сведения о родителях (законных представителей) в классном журнале и совместно с медицинским работником школы - листок здоровья.

    2.7. По окончании срока действия медицинского заключения администрация ОО обязана совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения.

    2.8. При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования), администрация ОО имеет право осуществлять индивидуальное обучение в условиях данной ОО.

    III . Организация индивидуального обучения на дому.

    3.1. Индивидуальные занятия на дому проводятся по расписанию, согласованным с родителями и утвержденным директором ОО.

    3.2. При назначении учителей, работающих с детьми, обучающимися индивидуально на дому, преимущество отдается учителям, работающим в данном классе, либо учителям, имеющим курсовую подготовку по обучению больных детей.

    3.3. Учителем, обучающим ребенка на дому, заполняется журнал учета проведенных занятий, где записывается дата занятия, содержание изучаемого материала, количество часов на его изучение и выставляются текущие оценки.

    3.4. В классный журнал соответствующегокласса вносятся данные текущей успеваемости, выставляется оценка по итогам четверти и года.

    3.5. Аттестация и перевод обучающихся осуществляется в соответствии с законом РФ "Об образовании в РФ", «Положением о промежуточной аттестации».

    IV. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому.

    4.1. При определении учебной нагрузки детям, находящимся на индивидуальном обучении на дому, в том числе детям-инвалидам, обучающимся дистанционно, ОО руководствуется федеральными образовательными стандартами общего образования, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также методическими рекомендациями по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07 - 832.

    4.2. Оплата учителям включается в тарификацию.

    4.3.Во время нетрудоспособности учителя администрация ОО с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение уроков с обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении на дому, другим учителем. Сроки замещения уроков согласуются с родителями (законными представителями).

    4.4.В случае болезни обучающегося учитель обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

    4.5.В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация ОО представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

    V. Права и обязанности обучающихся.

    Обучающийся в форме индивидуального обучения на домуимеет право на :

    5.1. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

    5.2. обучение по индивидуальному учебному плану;

    5.3. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

    5.4. свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

    5.5. каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

    5.6. перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

    5.7. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной базой ОО;

    5.8. развитие своих творческих способностей и интересов;

    5.9. участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической деятельности;

    Обучающийся в форме индивидуального обучения на домуобязан:

    5.10. добросовестно осваивать образовательную программу;

    5.11. выполнять индивидуальный учебный план;

    5.12. осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;

    5.13. выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

    5.14.соблюдать требования устава ОО и локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

    5.15. уважать честь и достоинство работников ОО, осуществляющей образовательную деятельность;

    5.16. заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

    VI. Права и обязанности родителей (законных представителей).

    Родители (законные представители)имеют право:

    6.1. получать в ОО консультации по вопросам обучения и воспитания обучающегося;

    6.2. знакомиться с результатами обучения в установленном в ОО порядке;

    6.3. присутствовать на занятиях по согласованию с администрацией ОО в установленном порядке;

    6.4. осуществлять иные права, регламентированные действующим законодательством Российской Федерации.

    Родители (законные представители)обязаны:

    6.5. создать надлежащие условия для проведения занятий с обучающимся;

    6.6. обеспечить обучающегося письменными и учебными принадлежностями для выполнения заданий;

    6.7. осуществлять контроль за выполнением обучающимся домашнего задания, задаваемого в соответствии с учебным планом;

    6.8. информировать заместителя директора по УВР, контролирующего вопросы индивидуального обучения, и (или) классного руководителя о причинах отсутствия обучающегося на занятиях;

    6.9. предоставлять своевременно документы установленного образца, подтверждающие уважительность причины отсутствия обучающегося на занятиях;

    6.10. по просьбе ОО приходить для бесед при наличии претензий ОО к поведению обучающегося или его отношению к получению образовательных услуг;

    6.11. выполнять требования законодательства Российской Федерации в отношении прав и обязанностей родителей, Устава ОО;

    6.12. возмещать ущерб, причиненный обучающимся имуществу ОО, в том числе мебели, оборудованию, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    6.13. осуществлять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

    VII.Права и обязанности образовательной организации. ОО имеет право:

    7.1. устанавливать порядок и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося в рамках требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации;

    7.2. определять объем учебной нагрузки обучающихся в соответствии с состоянием его здоровья и возможностью освоения предметов учебного плана;

    7.3. отказать обучающемуся в выдаче документа государственного образца о соответствующем образовании в случае невыполнения им требований действующего законодательства Российской Федерации о государственной (итоговой) аттестации выпускников соответствующих классов общеобразовательных учреждений РФ;

    7.4. осуществлять иные права, регламентированные действующим законодательством Российской Федерации.

    ОО обязана:

    7.5. знакомить Законного представителя с уставными документами и Локальными нормативными актами ОО, в том числе непосредственно связанными с организацией индивидуального обучения на дому;

    7.6. предоставлять обучающемуся в бесплатное пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы;

    7.7. обеспечивать обучающегося специалистами из числа педагогических работников;

    7.8. оказывать обучающемуся психолого-педагогическую, медико-социальную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    7.9. осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;

    7.10. выдавать обучающемуся, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, документ об образовании;

    7.11. выдавать справку об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому ОО, обучающемуся, не прошедшему государственную итоговую аттестацию или получившему неудовлетворительные результаты, а также обучающемуся, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из ОО;

    7.12. осуществлять психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) обучающегося;

    7.13. контролировать регулярность проведения учебных занятий, их соответствие расписанию уроков;

    7.14. предоставлять возможность участия обучающимся в учрежденческих, городских, областных конкурсах, олимпиадах и иных открытых мероприятиях;

    7.15.осуществлять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

    Утверждаю

    Директор школы:

    Гуркин А. П.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    об инклюзивном обучении детей

    с ограниченными возможностями здоровья муниципального общеобразовательного учреждения «Чернавская школа» Милославского района Рязанской области

    I. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовательном учреждении «Ронгинская средняя общеобразовательная школа»

    1.2. Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

    1.3. Цель инклюзивного образования - обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

    1.4. Задачи инклюзивного образования:

    Создание эффективной системы психолого--педагогического сопровождения обучающихся в образовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

    Освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

    Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

    1.5. В образовательном учреждении организовано инклюзивное обучение для детей, имеющих справки о состоянии здоровья VIII вида.

    1.6. Инклюзивное обучение организуется:

    1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе образовательного учреждения;

    II. Организация инклюзивного обучения

    2.1. При организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы инклюзивного обучения.

    2.2. Специальная помощь обучающимся, поступившим на инклюзивное обучение, оказывается социально-психолого-педагогической службой на базе школы.

    2.3. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками осуществляется на общих основаниях.

    2.4. Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-4 человек.

    2.5. При организации инклюзивного обучения общеобразовательное учреждение обязано:

    Разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного обучения;

    Обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в обучение (обеспечить наличие педагога-психолога и социального педагога);

    Иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    Осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

    III . Образовательный процесс и государственная (итоговая) аттестация.

    3.1. Образовательный процесс в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования.

    2 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

    3 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

    3.2. Специфика образовательного процесса в классах инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Расписание занятий в инклюзивных классах составляется с учетом повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    3.3. Обучение организуется по общим учебникам, соответствующим программе обучения.

    3.4. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии Положением о системе оценивания обучающихся МОУ «Чернавская школа», обучающихся по справкам VIII вида

    3.5. Выпускники 9 класса, обучавшиеся в общеобразовательных классах, успешно освоившие курс основной школы, получают свидетельство государственного образца о получении основного общего образования.

    IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

    Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступ­ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерная образовательная среда - доступная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения. Условия обеспечения безбарьерной образовательной среды. Для оптимального обеспечения учебного процесса д.б. создана безбарьерная среда как внутри здания, так и на прилегающей к нему территории: оборудование входных путей, путей перемещения внутри здания, создание комплексной информационной системы для ориентации и навигации в пространстве здания, оборудование санитарно-гигиенических помещений. Методика обучения в лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, создание комфортного психологического климата в коллективе. Должна быть обеспечена специальная материально – техническая база для детей с разными нарушениями (специальные пособия, оборудование). Должно быть обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями. Должна быть создана адаптированная коррекционно-развивающая среда обучения.

    8. Понятие толерантности, виды толерантности и способы оценки уровня развития толерантности.

    Толерантность - означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих терминов соприкасаются и имеют одно значение. Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта – поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности, – которая проявляется в общении - и поведенческой толерантности - в деятельности. Виды толерантности. Естественная (натуральная). Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности. Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям с одной стороны позволяет поддерживать видимость хороших и благожелательных отношений со стороны окружающих, с другой стороны способствует полному подавлению собственных желаний и качеств характера.Нравственная. Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим. Позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».Моральная. Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям, привыкшим сдерживать свои эмоции, подавляя свое неприятие внутри.То есть проявление терпимости и доброжелательности только внешнее, показное, обусловленное воспитанием «держать свои мысли при себе» и расчетливостью («я вас вынужден терпеть, но…»).Этническая. Определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам. В определении и анализе степени (уровня) терпимости человека к окружающим в психологии существует термин коммуникативной толерантности.Для характеристики личности человека анализируются следующие ее подвиды. Ситуативная: отношение исследуемого к конкретным людям, к примеру, по фразам «он меня бесит» (низкий уровень), «я не всегда его понимаю» (средний уровень) или «с ним легко и просто» (высокий уровень). Типологическая: отношение исследуемого к определенной категории, типу людей (по национальному признаку, политических взглядов, этнической принадлежности и т.д.). Профессиональная: отношение исследуемого к пациентам, клиентам, сотрудникам и другим людям, с которыми он вынужден поддерживать связи в силу своей профессиональной деятельности. Общая: суммарная коммуникативная толерантность на основе предыдущих критериев. Способы оценки уровня развития толерантности.1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Оценивается уровень взаимодействия между другими людьми (предлагаются разного рода ситуации). Максимальное число баллов свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, а ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях. 2. Тест «Насколько вы терпимы?» (О. И. Тушканова). По результатам можно попасть в одну из трех групп: проходивший тест непреклонен и упрям; способен твердо отстаивать свои убеждения; твердость убеждений сочетается с гибкостью ума. 3. «Шкала ксенофобии» (модификация шкалы Богардуса). Ксенофобия - это болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами, ненависть, нетерпимость к чему-либо чужому, незнакомому, иностранному. Определяется уровень ксенофобии.

    9. Понятия «интеллектуальная недостаточность» (в образовании), «умственная отсталость» (в медицине).

    Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.В истории изучения людей с физическими и умственными нарушениями «слабоумные» люди были одним из первых объектов для описания и анализа, для определения возможностей социальной помощи, их обучения и воспитания. Это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей слишком явные, они бросаются в глаза, эти люди ограничены в возможностях обслуживать себя и заботиться о себе, в социальной адаптации, в труде. В дальнейшем в науке и практике вместо терминов «слабоумие», «слабоумный» начали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственной отсталости используется в медицине, а в педагогике и психологии, признано целесообразным использование термина «интеллектуальная недостаточность». Под умственной отсталостью понимают состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется проявляющейся в период созревания недостаточностью способностей, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без подобного сочетания. Вместе с тем лица с умственной отсталостью могут страдать любыми без исключения психическими расстройствами. Подходы к диагностике умственной отсталости.Психометрический. Оценка умственной отсталости производится на основании измерения коэффициента интеллекта (IQ). Нормальный IQ – 90 и выше. Интеллектуальная недостаточность (ИН) – IQ 70 и ниже. Дети с ЗПР – IQ 70-90. Подход Американской научной школы диагностики умственной отсталости. Используют понятие адаптивного поведения - эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности. При ИН у человека наблюдается недостаточность адаптивного поведения и адаптивных навыков . 10 областей адаптивных навыков: коммуникация, самообслуживание, возможность жить в домашних условиях, социальные навыки, умение жить в микросреде, самонаправленность личность (умение делать выбор, планировать свои действия и т.п.), здоровье и безопасность, функциональная успеваемость (обучение), проведение досуга, работа. Умственную отсталость подразделяют на следующие виды: – умственная отсталость как результат врожденных или рано приобретенных поражений головного мозга, то есть умственная отсталость при олигофрении; – умственная отсталость как результат приобретенных поражений головного мозга после периода нормального развития ребенка, то есть умственная отсталость при деменции; – умственная отсталость как результат депривации, или педагогической запущенности ребенка, а также его развития вне условий человеческого общества.

    Обеспечение доступности образовательных организаций стало одним из приоритетных направлений государственной политики.

    Федеральная программа «Доступная среда» призвана реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В связи с этим, в Санкт-Петербурге сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия. По итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий образовательных организаций по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных общеобразовательных организациях. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным организациям, будет проведено их оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Нормативные требования к созданию доступной среды

    Требование к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в т. ч. к школам, закреплено в действующих нормативных актах. В частности, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

    За уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время такая ответственность установлена ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

    Советы по оборудованию зданий и помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха содержатся в Методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, установленных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602.

    С 1 января 2013 г. вступил в действие СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001″ . В этом документе впервые в российском законодательстве используется термин «универсальный дизайн», который закреплен в Конвенции о правах инвалидов . «Универсальный дизайн» – это дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванных сделать их максимально удобными для всех людей без дополнительной адаптации.

    В то же время в письме Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ дано разъяснение, что актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов. Ими необходимо руководствоваться до тех пор, пока не будут официально внесены изменения в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Таким образом, в настоящее время основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в т. ч. образовательных учреждений, является старый СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73.

    Требования к доступности зданий и помещений для учащихся с разной формой инвалидности

    Очевидно, что для детей-инвалидов с разными физическими и сенсорными возможностями требуются разные приспособления и оборудование , для того чтобы они могли посещать обычные школы по месту жительства. Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата вход в здание школы необходимо оборудовать пандусом с перилами с двух сторон. Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м. Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть 0,9–1 м в свету между перил, максимальный уклон пандуса – 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.

    Следует иметь в виду, что в нормативных документах уклон определяется в процентах (или как соотношение высоты подъема на длину пандуса по горизонтали), а не в градусах. 8% (1: 12,5) соответствует 5°. Иными словами, если длина пандуса в 12,5 раз больше высоты крыльца, то уклон пандуса должен составлять 8%.

    Для того чтобы создать безбарьерную среду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, необходима серьезная и дорогостоящая реконструкция здания и подготовка территории школы. Для детей с сенсорными ограничениями (инвалидов по зрению и слуху) внесения значительных корректив в основные параметры элементов среды, зданий и сооружений не требуется. Незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети нуждаются в создании условий, компенсирующих имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности.

    При благоустройстве территории школы необходимо от ближайшей остановки и парковки до крыльца здания организовать безбарьерный пешеходный путь. Для инвалидов по зрению должны быть предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Встречающиеся на пути высокие бордюры в местах пересечения тротуара с проезжей частью нужно понизить до одного уровня с дорогой, ступеньки или перепады высот – выровнять либо продублировать пологим пандусом. Ступеньки наружного крыльца лестницы должны иметь высоту 0,12 м и ширину 0,4 м.

    Дверь в здание школы должна открываться в сторону, противоположную от пандуса. Ширина рабочего полотна двустворчатой двери должна быть не менее 0,9 м. Один из турникетов на входе необходимо сделать без «вертушки» и шириной не менее 0,9 м для свободного прохода учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т. ч. на инвалидных колясках.

    В самом здании нужно организовать пути движения, учитывая, что:

    • ширина пути при движении кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м, при встречном движении – не менее 1,8 м;
    • ширина прохода в помещение с оборудованием и мебелью должна быть не менее 1,2 м;
    • конструктивные элементы внутри здания и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края и не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 м до 2 м от уровня пола;
    • ковровые покрытия на путях движения необходимо плотно закрепить, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий;
    • двери в помещения не должны иметь порогов и перепадов высот; нижнюю часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола необходимо защитить противоударной полосой от повреждения инвалидной коляской;
    • прозрачные двери и ограждения должны быть из ударопрочного материала.

    Лестницы внутри здания должны иметь закругленные, надежно закрепленные поручни, непрерывные по всей длине, а конструкция поручней – исключать возможность травмирования людей. Завершающие части поручня должны быть длиннее лестничного марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Если в школе больше одного этажа, здание необходимо оборудовать лифтом или подъемником.

    Безбарьерную среду в школе нужно поддерживать в рабочем состоянии: проверять наличие неровностей и ям на пешеходных путях, своевременно очищать от снега крыльцо и пандус, регулировать доводчики дверей, обновлять маркировку на стеклянных дверях и т. д.

    Мебель и оборудование в классах нужно размещать с учетом досягаемости для инвалидов на колясках. Под столами и другими поверхностями должно быть свободное пространство на высоту около 0,65–0,7 м, чтобы они могли подъехать к ним вплотную. Проходы между рядами парт должны быть не менее 0,9 м. Доску желательно повесить чуть ниже обычного. Чтобы определить приемлемый уровень для колясочников, можно сесть на обычный стул и попробовать из этого положения дотянуться до доски. Перед доской должно быть достаточно места, чтобы ребенок на коляске или костылях свободно перемещался.

    Оборудуя школьные туалеты, нужно обратить внимание на следующее:

    • как минимум одна из раковин должна быть установлена на высоте не более 0,8 м от уровня пола и на расстоянии от боковой стены не менее 0,2 м;
    • универсальная кабина уборной, предназначенная для учащихся с инвалидностью, должна иметь ширину не менее 1,65 м и глубину не менее 1,8 м без раковины и 2,2 м при наличии раковины;
    • возле унитаза следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски и поручни; поручень с той стороны, с которой инвалид на кресле-коляске подъезжает и пересаживается на унитаз, должен быть откидным;
    • высота унитаза должна соответствовать возрасту ребенка (специальный унитаз для колясочников имеет высоту, равную высоте сиденья инвалидной коляски, для старших классов она составляет 0,46–0,48 м);
    • водопроводные краны должны быть рычажного или нажимного действия.

    Мобильные подъемники или подъемные платформы не обеспечивают полной свободы перемещения, поэтому если в школе нет лифта, желательно оборудовать доступный туалет на каждом этаже.

    Для слабовидящих учащихся , чтобы им было легче ориентироваться в здании, на отдельные конструктивные элементы и мебель должна быть нанесена маркировка. Так, например, для предупреждения о начале лестничного марша нижнюю и верхнюю ступени следует выделить контрастным (желтым или белым) цветом. На прозрачных полотнах дверей нужно сделать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пути. Рабочее полотно двери необходимо выделить с помощью контрастной надписи, таблички или рисунка.

    Важная визуальная информация в здании и помещениях школы должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне). Для незрячих учащихся ее необходимо продублировать шрифтом Брайля.

    Мебель в классах также должна быть хорошо различимого контрастного цвета.

    Для учащихся с нарушением слуха доступность школьной среды достигается за счет использования специальных световых сигналов, дублирующих звуковые: предупреждающих о начале и конце урока, о пожарной тревоге и т. п. То, что учащийся не может услышать, он должен иметь возможность увидеть и прочитать.

    Разумеется, не каждая школа сегодня может выполнить все указанные выше рекомендации, однако к этому необходимо стремиться, тем более, что физическая доступность образовательных учреждений нужна не только учащимся, но и их родственникам (бабушкам, дедушкам, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.), а также пожилым педагогам.

    Нормативные документы

    • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
    • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013)
    • Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений»
    • Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов»
    • СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
    • СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
    • Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)

    * СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мало- мобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).

    ** Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).

    *** Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов».

    **** Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Прави- тельства РФ от 21.06.2010 № 1047-р).

    От «школы для всех» к «школе для каждого»

    В рамках Федеральной программы «Доступная среда», во исполнение Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.07.2012 № 2006-р «О реализации мероприятий по формированию в Санкт-Петербурге сети базовых образовательных учреждений. реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году» ГБОУ школа №688 Приморского района вошла в число 10 базовых учреждений города, в связи с чем в 2012 году был реализован комплекс мероприятий :




    Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

    Что это такое

    В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

    Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

    В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

    Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

    В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

    Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

    До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

    Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

    Экономический эффект создания безбарьерной среды

    Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

    Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

    Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

    В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

    Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

    В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

    "Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

    Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

    Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

    Если опираться на нормативные документы РФ, то :

    • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
    • инвалиды, имеющие и зрения.

    Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

    • лица от 60 лет;
    • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
    • женщины "в положении";
    • люди, которые везут детские коляски;
    • дошкольники.

    Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

    Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

    Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

    Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

    Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

    Безбарьерная среда в школе

    Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

    Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

    Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

    Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

    В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

    В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

    В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

    Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

    Выводы

    Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

    Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

    Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

    Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики.
    Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

    Государственная программа «Доступная среда » была запущена в 2011 году и рассчитана до 2015 года. За пять лет российские города должны стать более приспособленными для жизни инвалидов.


    «Исток Аудио Трейдинг» предлагает комплексный подход к созданию доступной (безбарьерной) среды для людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью современных технических средств реабилитации. Реализация данного подхода создаст условия для повышения качества жизни и их полноценной интеграции в общество.


    В рамках программы « Безбарьерная среда для инвалидов» предприятие значительно расширило ассортимент продукции, позволяющей осуществлять комплексный подход к проблемам людей с ограниченными возможностями, чтобы сделать их жизнь проще и безопаснее. Помимо классического ассортимента, предприятие реализует следующие группы товаров:

    • Оснащение организаций и объектов инфраструктуры специальными средствами для различных категорий граждан: людей с нарушениями слуха и зрения, маломобильных групп населения (временно нетрудоспособных людей, малолетних детей, беременных женщин, пожилых, инвалидов-колясочников, людей с детскими колясками). Пандусы, подъемники, информационные таблички, индукционные системы;
    • Товары, позволяющие создать систему безопасности в квартире или доме, где находятся пожилые или больные люди, которые не имеют возможности позвать на помощь. Тревожная кнопка, кнопка вызова, светозвуковой информатор, звуковой маяк;
    • Товары, облегчающие уход за пожилыми или лежачими людьми, или позволяющие им самостоятельно себя обслуживать. Ходунки, костыли, трости и поручни, подъемники.

    На сайте компании "Исток Аудио Трейдинг" появилась новая рубрика статей под названием "Путеводитель по доступной среде". Из неё вы узнаете много новой и полезной информации об организации доступной среды, современном оборудовании, а также сферах его применения.

    Подведены итоги реализации госпрограммы "Доступная среда" в уходящем году. О достижениях, ориентирах и планах на среднесрочный период, в рамках заседания Координационного Совета по контролю за реализацией государственной программы "Доступная среда" рассказал Заместитель Министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко.

    Москвичи с ограниченными возможностями здоровья получат новое средство компенсации за питание и технические средства реабилитации (ТСР). Департамент социальной защиты столицы сообщает, что новая система социального обеспечения данной категории людей примет абсолютно новую форму.

    Москва стала одним из первых субъектов РФ, принявших в апреле 2010 года Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». В нем обозначены условия, необходимые для создания комфортной образовательной среды для всех без исключения жителей столицы младше 18 лет.

    Один из самых популярных сервисов интернет-рекрутмента (онлайн-ресурс для поиска работы и найма персонала) HeadHunter сделал поиск работы удобнее для людей с ограниченными возможностями.

    На юге Москвы - в ЖК "Аннинский" - открылся первый в России детский сад, полностью отвечающий нуждам детей с ограниченными возможностями.

    22 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев провёл совещание по проблемам трудоустройства людей с ограниченными возможностями. К сожалению, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда организации стремятся всеми правдами и неправдами отказать этой категории граждан в приёме на работу.

    В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поступило 72 проекта программ по организации доступной среды в регионах. Все проекты были рассмотрены, а замечания по ним отправлены в соответствующие субъекты Федерации.

    Государственная Дума одобрила законопроект, предусматривающий административную ответственность для работодателей, которые отказываются создавать рабочие места для инвалидов по квотам.

    Являясь учебно-методическим центром профессиональной и медико-социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, МГТУ им. Н.Э. Баумана объявляет о проведении специализированного вебинара, в котором приглашает принять участие не только специалистов по вопросам инклюзивного образования и помощи инвалидам, но также всех, кому важна и интересна проблема социализации данной категории людей.

    1 - 10 из 37
    Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Большое значение имеет создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

    С 2011 в России начинается реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Под термином «доступность» в указанной программе подразумевается создание не только пандусов, специальных лифтов и всевозможных приспособлений для нужд инвалидов на общественном транспорте и дорогах. Не меньшее внимание уделяется адаптации социальных, информационных и других государственных служб для людей с ограниченными возможностями, выразившими желание работать в данных сферах.
    В большинстве регионов России уже существуют законы и распоряжения местных органов власти, в качестве примера можно рассмотреть закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур г. Москвы» (17 января 2001 г. №3) который определяет, какие объекты должны быть доступными для инвалидов:

    • жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
    • административные здания и сооружения;
    • объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, храмы);
    • объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
    • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
    • гостиницы, отели, иные места временного проживания;
    • физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
    • объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
    • станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
    • почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
    • производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
    • тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
    • прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.