• Быстрое чтение вслух для улучшения дикции.

    Ударные слова

    В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


    В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

    Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

    Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

    Вдруг молния всю чащу озарила.
    Прибой шумит.


    Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

    Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
    Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


    Противопоставление может подр а зумеваться

    И дурак это поймет (не только умный).


    Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

    Я не трону его.
    И всё грустит она.


    Но при противопост а влении местоимение выделяется:


    Сегодня – ты , а завтра – я .


    Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

    Слабый ветер тянул по верхушкам .
    Люблю молодца за искренность .

    Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

    На нее обратились взоры мужчин .
    Шум слился с говором гостей .


    Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

    Навстречу северной Авроры
    Звездою севера явись!

    Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


    Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


    Черные тучи повисли над морем .
    В небольших комнатках тепло и уютно .


    Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

    В небольших комнатках тепло и уютно.


    Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

    Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


    Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


    Он человек гордый и своенравный .


    Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


    Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


    Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

    Стонал, как зверь .
    Как лань лесная боязлива.


    Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

    Как походил он на поэта ,
    Когда в углу сидел один .

    Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

    Белинский – замечательный русский критик.


    При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

    Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

    Логическая и психологическая паузы

    Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

    1) после подлежащего, которое несёт в с
    еб е логическое ударение:
    2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

    Сей Анджело надменный,|
    Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


    3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

    Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


    4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

    Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


    Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


    Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


    5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


    Хлопотун он, | а хозяин плохой.
    Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


    6) При тире и при проп у ске слова:

    Книга - | друг человека.


    7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

    Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


    8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

    9) В сложных распространённых предло
    же ниях:

    Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

    10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

    Дичи у него в поместье водится много, | дом п
    ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

    Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

    Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

    Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

    Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте

    Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

    Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

    Чтение характеризуется четырьмя критериями:

    • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
    • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
    • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
    • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

    Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

    Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

    Характеристика принципов обучения выразительному чтению

    Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

    Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

    Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

    • Интонация.
    • Логическое ударение.
    • Пауза.
    • Темп.
    • Высота и сила голоса.

    Интонация

    Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

    Компоненты интонации:

    • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
    • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
    • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
    • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

    Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

    Принципы выразительного прочтения

    Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

    Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

    Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

    • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
    • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
    • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
    • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
    • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
    • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
    • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

    Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

    Памятка родителям

    • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
    • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
    • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
    • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
    • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

    Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

    Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

    Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

    Руководство по чтению для ученика

    Памятка №1: Правила прочтения

    • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
    • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
    • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
    • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
    • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
    • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
    • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

    Памятка №2: Выразительное чтение

    Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

    • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
    • Дикция - произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
    • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
    • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
    • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
    • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

    Памятка №3: Правильная работа с книгой

    Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

    • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
    • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
    • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
    • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

    Выразительная декламация стихотворения

    Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

    Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

    Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

    Редакция, проект; проглядывание, прочтение, произнесение, считка, зачитывание, прочитывание, читание, считывание, скорочтение, мелодекламация, декламация, итацизм, чтиво, читка, декламирование, литература Словарь русских синонимов. чтение читка… … Словарь синонимов

    декламация - и, ж. 1) Искусство выразительного чтения; само такое чтение. Актер блестяще владел декламацией. ...При декламации [Демосфен] клал в рот гальку, чтобы добиться предельной подвижности артикулирующих органов и этим обеспечить хорошую дикцию...… … Популярный словарь русского языка

    декламация - прочтение, мелодекламация, прочитывание, чтение Словарь русских синонимов. декламация сущ. чтение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    Декламация - или выразительное чтение. С давних пор были известныпрактические приемы Д., передававшиеся выучкой с голоса, присовершенно субъективных и бессистемных указаниях учителя. Лишь снедавнего времени устанавливается взгляд на Д., как на… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    ДЕКЛАМАЦИЯ - (лат., от declamare громко говорить). У древних означало искусство изложения возвышенных мыслей и чувств в красноречивой Форме. У нас умение читать выразительно произведения поэзии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    ДЕКЛАМАЦИЯ Современная энциклопедия

    Декламация - (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    чтение вслух перед аудиторией - сущ., кол во синонимов: 2 декламация (10) рецитация (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    декламация - 1) Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного чтения стихов и прозы; 2) перен. напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи. лат. declamatio «упражнение в красноречии;… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований

    Декламация - или выразительное чтение. С давних пор были известны практические приемы Д., передававшиеся выучкой с голоса при совершенно субъективных и бессистемных указаниях учителя. Лишь с недавнего времени устанавливается взгляд на Д. как на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ДЕКЛАМАЦИЯ - (от лат. declamatio), произнесение художественных произведений вслух. В античности так называлось произнесение главным образом парадных речей (особенно учебных), в новое время — стихов. Д. стихов существенно отличается от Д. прозы: она (а)… … Литературный энциклопедический словарь

    АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
    АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
    АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
    АКТЕР, актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.
    АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
    АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
    АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
    АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях,
    концертах.АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
    АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
    АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного
    театра.АНТРЕПРИЗА - частный театр.
    АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
    АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
    АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
    БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
    БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
    БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
    БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
    БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
    БЕРИКАОБА - грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
    БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.
    БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
    БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
    БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
    БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
    ВЕРТЕП - народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика - вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
    ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.
    ГАСТИОН - актер в Древнем Риме.
    ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.
    ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.
    ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
    ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.
    ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
    ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.
    ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.
    ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.
    ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.
    ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
    ДЗЁРУРИ - вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
    ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
    ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений.
    ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
    ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.
    ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
    ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
    КАБУКИ - один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
    КАРТИНА - часть акта в драме.
    КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
    КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
    КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
    КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
    КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.
    КОТУРНЫ - род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
    КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
    ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.
    ЛИЦЕДЕЙ - название актера в Древней Руси.
    ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
    МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
    МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.
    МИМ - актер пантомимы.
    МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
    МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому
    себе.МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
    НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
    НОО - один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи - в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
    ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.
    ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
    ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
    ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
    ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.
    ПЕТРУШКА - главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
    ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».
    ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
    ПРЕМЬЕР, премьерша - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
    ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
    ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.
    ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
    РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
    РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
    РЕЖИССЕР - постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
    РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные
    суждения.РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках.
    РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки театрального
    представления.РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.
    РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
    СКЕНА - помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
    СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.
    СОФИТ - часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
    СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
    СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.
    СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.
    СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
    ТЕАТР - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
    ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
    ТЕАТР МИНИАТЮР - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
    ТЕАТР ТЕНЕЙ - вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
    ТЕЛАРИИ - приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
    ТРАВЕСТИ - амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
    ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
    ТРУППА - актерский состав театра.
    ТРЮМ - помещение под сценой.
    ФАТ - амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
    ФИГУРАНТ - актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
    ФИНАЛ - завершающая часть спектакля.
    ФУРКИ - приспособления для перемещения на сцене декораций.
    ЭТУАЛЬ - актриса развлекательного жанра.
    ЭТЮД - в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
    ЯРУС - один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

    Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его поддержания «в форме». Это в равной степени относится и к чтению про себя, и к чтению вслух. Однако последний способ имеет не только любопытную историю, но и оказывает положительный эффект на дикцию, помогает в обучении и просто является приятным способом общения с детьми и взрослыми.

    Монополия декламации

    В это трудно поверить, но в античные времена читали только вслух – иных вариантов тогда не существовало. Вот несколько отрывков из Лукиана Самосатского («Неучу, который покупал много книг»), которые порицают чтение про себя, высмеивает неумелую декламацию и демонстрируют непривычно трепетное (в нашем понимании) отношение к классике:

    «Ты во все глаза глядишь на свои книги, просто, Зевсом клянусь, объедаешься ими, а некоторые даже читаешь, хоть и слишком торопливо, так что глаза все время опережают язык».

    «Ты держишь в руках прекраснейшую книгу, облечённую в пурпурную кожу, с золотой застёжкой, а читаешь её, позорно коверкая слова, так что люди образованные потешаются над тобой, состоящие же при тебе льстецы славословят, а про себя, отвернувшись, также смеются немало».

    «Но если ты все же решил пребывать неизменно в своём недуге, то иди, покупай книги, держи их дома под замком и пожинай лавры владельца. Довольно с тебя и этого. Но не прикасайся к ним никогда, не читай, не унижай своим языком слов, сказанных мужами древности, и их творений, которые тебе ничего плохого не сделали».

    «Димитрий-киник, будучи в Коринфе, увидел, как один невежественный человек читал прекраснейшую книгу, - а именно «Вакханки» Еврипида, дойдя как раз до того места, когда вестник рассказывает о страданиях Пенфея и поступке, совершенном Агавой. Димитрий вырвал у него книгу и разорвал её, заявив: «Лучше Пенфею быть однажды растерзанным мной, чем тобой - многажды».

    Сегодня историки полагают, что чтение вслух было не только данью культурным традициям, но и помогало лучше вникать в смысл – ведь в те времена не было общепринятых знаков пунктуации и даже разделения слов. К этому можно добавить, что поэзия и художественное слово вообще принципиально воздействовало прежде всего на слух - отсюда такое внимание древних к ритму и стилю как поэтической, так и прозаической речи.

    Рождение современного стиля

    История сохранила то мгновение, с которого можно условно начать отсчёт длительного и непростого процесса отказа от декламации и перехода к чтению «глазами». В конце IV века Святой Августин описал в своей «Исповеди» поразившее его зрелище: перед его внутренним взором всё ещё стоял его давний учитель Амвросий, епископ Медиоланский.

    «Когда Амвросий читал, он пробегал глазами по страницам, проникая в их душу, делая это в уме, не произнося ни слова и не шевеля губами. Много раз - ибо он никому не запрещал входить и не было обыкновения предупреждать его о чьем-то приходе - мы видели, как он читает молча, всегда только молча...

    Немного постояв, мы уходили, полагая, что в этот краткий промежуток времени, когда он, освободившись от суматохи чужих дел, мог перевести дух, он не хочет, чтобы его отвлекали, и, возможно, опасается, что кто-нибудь, слушая его и заметив трудности в тексте, попросит объяснить тёмное место или вздумает с ним спорить, и тогда он не успеет прочитать столько томов, сколько хочет. Я полагаю, он читал таким образом, чтобы беречь голос, который у него часто пропадал. Во всяком случае, каково бы ни было намерение подобного человека, оно, без сомненья, было благим…»

    Последние слова святого Августина показывают, что на рубеже IV-V вв. «зловещее» молчаливое чтение всё ещё вызывало недоумение и нуждалось не только в объяснении, но даже в серьёзном оправдании. Однако в конечном счёте чтение перестало быть обоюдным искусством автора и читателя – вся «магия» сосредоточилась на кончике пера того, кто создавал поэзию и прозу. Чтение про себя преобразило литературу, привело к господству письменного слова над устным, а читателя оставило наедине с автором.

    Красивая дикция

    Как правильно читать вслух? Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи). Во-вторых, чётко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определённым характером. Читая для других, очень важно произносить слова так, как будто вы излагаете собственные мысли – не «читать», а «рассказывать».

    Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи – как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать её: работать над интонацией, корректировать тембр голоса и так далее.

    Как найти время на эти упражнения? Совместить приятное с полезным! Многие родители перед сном читают своим детям сказки. Причём любят такое времяпрепровождение не только малыши, но и умеющие самостоятельно читать школьники, и даже подростки. Конечно, дело вовсе не в том, чтобы, не напрягаясь, получить новую информацию – многие дети с удовольствием слушают одни и те же рассказы по многу раз подряд. Просто это время общения с родителями, которого современным детям чаще всего не хватает. Актуально это и для взрослых, например, для супругов - главное, чтобы подобранная литература была обоим интересна.