• Государственное устройство и политическая система кореи. Корея (кндр)

    По Конституции КНДР - «суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа». КНДР является также «революционным государством». Реальная власть в стране находится в руках военных. Высшим органом власти фактически является Государственный комитет обороны во главе с Ким Чен Иром. КНДР - это супертоталитарное государство с присущей ему системой культа личности Ким Чен Ира.

    Действует Конституция 1972 с важными изменениями и дополнениями 1992 и 1998. В частности, введена новая глава «Оборона страны», упразднены должность президента, Постоянный совет Верховного народного собрания, Центральный народный комитет и Административный совет, учреждён Государственный комитет обороны, восстановлен президиум Верховного народного собрания и кабинет министров.

    В административном отношении КНДР делится на 9 провинций: Рянган, Чаган, Северная Хамгён, Южная Хамгён, Северная Пхенан, Южная Пхенан, Северная Хванхэ, Южная Хванхэ, Канвон. Три города центрального подчинения: Пхеньян, Кэсон, Нампхо.

    Наиболее крупные города: Пхеньян (столица), Вонсан, Синыйджу, Хамхын, Хэджу, Чхонджин.

    Принципом государственного управления является демократический централизм. Высший орган законодательной власти - Верховное народное собрание (ВНС). Высший орган исполнительной власти - кабинет министров.

    Глава государства: по Конституции - председатель президиума ВНС, реально председатель Государственного комитета обороны.

    Председатель Государственного комитета обороны - Ким Чен Ир; председатель президиума ВНС - Ким Ен Нам, председатель кабинета министров - Пак Бон Джу.

    Конституция декларирует, что выборы в ВНС и местные народные собрания (провинций, городов и уездов) проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В условиях КНДР выборы носят формальный характер.

    Ким Ир Сен (1912-94) - основатель и бессменный руководитель КНДР в течение почти 50 лет. В Конституции КНДР Ким Ир Сен охарактеризован «гением идей, теории и практики руководства, всепобеждающим, стальным полководцем, великим революционером» и объявлен «вечным президентом» Северной К.

    Ким Чен Ир (род. 1942) - сын Ким Ир Сена. Получил высшую власть в стране от отца. В северокорейской пропаганде называется «великим полководцем», «любимым руководителем корейского народа».

    Ким Чен Ир выдвинул курс на строительство «могущественной державы», проводит политику «приоритета армии» в целях мобилизации общества на сохранение существующего режима.

    По Конституции народные собрания провинций, городов и уездов (законодательные органы) и соответствующие народные комитеты (исполнительные органы) выполняют хозяйственные функции. Реально же руководство хозяйственной деятельностью осуществляют органы Комитета обороны на местах.

    Трудовая партия К. (ТПК) почти 60 лет является монопольно правящей партией в КНДР. Численность 2,5 млн членов. Всего состоялось 6 съездов партии (последний в 1980). Главная функция ТПК - претворение в жизнь идеологии чучхе («человек - хозяин всему»).

    Кроме ТПК, в стране действуют Социал-демократическая партия и религиозная партия Чондогё-Чхонудан («партия молодых друзей»). Эти партии полностью поддерживают политику ТПК и не играют существенной роли в политической системе КНДР.

    Основные общественные организации: Объединённые профсоюзы К. (ОПК), Союз трудящихся сельского хозяйства (СТСХ), Кимирсеновский социалистический союз молодёжи (КССМ), Союз демократических женщин (СДЖ). Главная задача общественных организаций - выполнение функции «приводных ремней», т.е. обеспечение связи ТПК с населением, проведение идейно-воспитательной работы на основе идеологии чучхе.

    Все партии и общественные организации (всего более 70) входят в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объединение К. на основе северокорейской политической платформы - образования конфедерации Корё.

    Внутренняя политика правящего режима направлена на укрепление «социализма корейского образца», строительство «могущественной державы», превращение страны в «крепость». Осуществляется линия на милитаризацию общества, усиление индоктринации населения в духе идей чучхе («чучхеизация»).

    Основные принципы внешней политики - «самостоятельность, мир и дружба». КНДР поддерживает дружественные отношения с КНР, имеет с ней союзный договор. Развивает добрососедские связи с РФ. В 2000 между КНДР и РФ подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Президент РФ В.В. Путин в 2000 нанёс визит в Пхеньян. Руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил РФ в 2001 и 2002.

    КНДР стремится к нормализации отношений с США, выступает за двусторонний диалог с Вашингтоном в целях разрешения северокорейской ядерной проблемы. В 2003 КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновлении военной ядерной программы.

    Пхеньян настаивает на получении со стороны Вашингтона твёрдых гарантий собственной безопасности в обмен на прекращение военной ядерной деятельности.

    В последние годы КНДР заметно расширила внешнеполитические связи, установив дипломатические отношения практически со всеми западноевропейскими государствами и в целом с ЕС. КНДР поддерживает дипломатические отношения более чем со 150 государствами мира.

    Вооружённые силы КНДР насчитывают 1,2 млн чел. На вооружении находится около 4 тыс. танков, более 600 самолётов, 11 тыс. орудий, 800 ракет типа СКАД и 200 баллистических ракет класса «Нодон» (дальность полёта св. 1000 км). Ежегодные расходы на содержание огромной армии составляют более 50% государственного бюджета.

    В связи с разразившимся в 2003 ядерным кризисом КНДР официально объявила о том, что намерена «укреплять самостоятельные силы ядерного сдерживания как меру самозащиты».

    Межкорейские отношения

    Почти 60 лет Корейский полуостров расчленён на два государства - КНДР и РК, создавшие противоположные общественно-политические и экономические системы. Весь период существования двух корейских государств отмечен острым военно-политическим и идеологическим противоборством, трёхлетней кровопролитной войной 1950-53.

    В нач. 1970-х гг. Север и Юг приступили к диалогу, завершившемуся принятием Совместного заявления (4 июля 1972), определившего основополагающие подходы Пхеньяна и Сеула к объединению К., которое должно быть достигнуто, во-первых, самостоятельно, без вмешательства внешних сил, во-вторых, мирным путём и, в-третьих, на основе национальной консолидации.

    В нач. 1990-х гг. КНДР и РК подписали два важных межгосударственных документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах (13 декабря 1991) и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова (31 декабря 1991). Эти документы де-юре зафиксировали наличие двух государств на Корейском полуострове и принципы их взаимоотношений как самостоятельных государств.

    Историческими событиями в межкорейских отношениях стали встреча руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 в Пхеньяне и подписанная ими Совместная декларация (15 июня 2000), в которой нашли отражение общие подходы к объединению страны, развитию политических, экономических и культурных связей между Севером и Югом. На высшем уровне было подтверждено, что объединение К. будет осуществлено самими корейцами, мирным путём и на основе сближения северокорейской идеи конфедерации и южнокорейской концепции сообщества.

    Важное значение для межкорейского сближения имела политика «солнечного тепла», проводившаяся президентом Ким Дэ Чжуном в отношении КНДР (вовлечение Северной К. в широкое международное сотрудничество, развитие многосторонних связей с ней).

    В 1998-2002 между Севером и Югом установились политические контакты, расширились экономическое сотрудничество, торговля, гуманитарные связи. КНДР и РК осуществляют взаимовыгодные проекты: соединение железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссиб, создание технопарка в районе Кэсона, туристический проект «Кымгансан» и др. Тем не менее межкорейский диалог нельзя назвать стабильным. Периодически между сторонами возникают серьёзные конфликты (боевые столкновения военных судов в Жёлтом море в 1999 и 2002). Негативно влияет на диалог и ядерная проблема КНДР. Правительство президента Но Му Хена выступает за продолжение политики диалога с КНДР, за мирное политическое урегулирование северокорейской ядерной проблемы.

    Корейская Народно-Демократическая Республика (кор. 조선 민주주의 인민 공화국, 朝鮮民主主義人民共和國), КНДР, Северная Корея — государство в восточной Азии в северной части Корейского полуострова. Граничит с Китаем на севере, с Россией на северо-востоке. На юге граничит с Республикой Корея и отделяется от неё демилитаризованной зоной. С запада омывается водами Жёлтого моря, с востока — Японским морем. Столица — город Пхеньян.

    КНДР образована 9 сентября 1948 года на территории советской зоны оккупации, как народно-демократическое государство, после провозглашения Республики Корея 15 августа 1948 года. Официальной идеологией государства являются идеи чучхе, которую её создатели — Ким Ир Сен и Ким Чен Ир определяют как «философскую идеологию, в фокусе внимания которой стоит человек». Власть принадлежит Трудовой партии Кореи во главе с Великим Руководителем (официальный титул) Ким Чен Иром.

    География КНДР

    Корейская Народно-Демократическая Республика расположена в восточной Азии, в северной части Корейского полуострова. Имеет сухопутную границу с тремя государствами: Китаем по реке Ялуцзян, Россией по реке Туманган и Южной Кореей. На западе омывается Жёлтым морем и Корейским заливом, а на востоке — Японским морем.

    Площадь КНДР: 120 540 км² (суша 120 410 км², вода: 130 км²). Правительством КНДР территориальными водами страны объявлена акватория, прилегающая к берегу в пределах 12-мильной зоны (22,224 км).

    Территория КНДР преимущественно горная, изрезана множеством долин и оврагов. Прибрежные равнинные участки относительно велики только в западной части страны. В КНДР много заповедников, национальных парков, гор и лесов с чистыми реками, водопадами и высокими горами.

    Природные ресурсы, добываемые в стране включают: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, магний, железо, медь, золото, пирит, соль, плавиковый шпат и др.

    Северная Корея имеет муссонный климат с четырьмя отдельными временами года. Зима относительно сухая и холодная (средняя январская температура в Пхеньяне −3 °C днём и −13 °C ночью), а лето жаркое и влажное (средняя августовская температура в Пхеньяне 29 °C днём и 20 °C ночью).

    Административное деление

    По состоянию на 2004 год Северная Корея была поделена на 9 провинций (то, кор. 도, 道), 2 города прямого подчинения (чикхальси, 직할시, 直轄市) и 3 специальных административных региона. Столица — Пхеньян.

    Крупные города КНДР кроме Пхеньяна:
    Синыйджу (286 000)
    Кэсон (352 000)
    Нампхо (467 000)
    Чхонджин (330 000)
    Вонсан (340 000)
    Саривон (161 000)
    Сонрим (159 000)
    Хамхын (581 000)
    Хэджу (227 000)
    Канге (208 000)
    Хесан (98 000)
    Кимчхэк (198 000)

    Население

    Корейцы — гомогенная нация. Хотя в КНДР нет больших национальных общин, имеются достаточно многочисленное китайское (около 50 000 человек) и небольшое японское (около 1800 человек) меньшинства.

    Население: 23 113 019 (2006, оценка).
    Ожидаемая продолжительность жизни (2009): все — 63 года (мужчины — 61 год, женщины — 66 лет)
    Коэффициент суммарной рождаемости: 2,0 на одну женщину (2009 тот же источник)
    Языки: корейский; грамотность — 99 %.

    История КНДР

    До 1945 Корея была колониальным владением Японии. После окончания Второй мировой войны территория Кореи севернее 38 параллели была оккупирована Советским Союзом, а южнее — Соединёнными Штатами. СССР и США не удалось договориться об объединении страны, что привело к формированию в 1948 году двух различных правительств, северного (просоветского) и южного (проамериканского), каждое из которых претендовало на контроль над всей Кореей.

    Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) была образована 9 сентября 1948 года в ответ на образование на юге Корейского полуострова Республики Корея. Политическая власть была монополизирована ТПК начиная с самых первых лет существования КНДР. В хозяйстве была установлена плановая экономика; приблизительно с 1949 года практически вся промышленность, внутренняя и внешняя торговля находится под контролем государства.

    В 1950 году противоречия между двумя корейскими государствами привели к началу Корейской войны. 25 июня 1950 года войска КНДР перешли границу с Республикой Корея и вторглись на её территорию. В войне, продолжавшейся в течение трёх лет, погибло около 2,5 миллионов корейцев, было разрушено более 80 % промышленной и транспортной инфраструктуры обоих государств. На стороне Южной Кореи в войне участвовали США, Великобритания и ещё ряд стран (под флагом ООН), на стороне КНДР — Китай (военную помощь оказывал также СССР). Корейская война закончилась с заключением перемирия в 1953 году.

    В результате индустриализации население страны достаточно быстро оправилось от последствий войны.

    В политическом плане положение КНДР ухудшилось из-за разрыва между Китаем и СССР, который начался в 1960 году.

    В 70-х годах рост экономики государства приостановился, и даже наметился регресс по причине высоких цен на нефть после нефтяного кризиса 1974 года, перекоса экономики в сторону тяжёлой промышленности и высоких расходов на армию. Уменьшить военные расходы КНДР не могла[источник не указан 42 дня], кроме того, после слов Ким Ир Сена о том, что обе Кореи воссоединятся ещё при его жизни, расходы на армию только увеличились. В 1980 году в экономике КНДР произошёл дефолт, и до конца 80-х годов объём промышленного производства снижался.

    Ким Ир Сен умер в 1994 году, и его преемником стал сын, Ким Чен Ир. В годы его правления экономика страны продолжала стагнировать и оставаться изолированной.

    В июле 2002 года было объявлено о начале реформ. Валюта страны была девальвирована, а цены на сельскохозяйственную продукцию отпущены в надежде простимулировать аграрный рынок страны. Коллективное хозяйство в деревне было решено заменить на хозяйства, построенные по семейному принципу. В результате произошло увеличение зарубежных инвестиций: только Китай инвестировал 200 миллионов долларов в экономику страны в 2004 году.

    В 2007 г., после визита президента Южной Кореи в КНДР, Северная и Южная Корея совместно обратились в ООН с просьбой содействовать объединению Кореи.

    Государственное устройство

    Действующая Конституция КНДР принята 27 декабря 1972 года, в неё внесены изменения 9 апреля 1992 года и 5 сентября 1998 года. Статья 1 Конституции определяет КНДР как суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа. Согласно Конституции КНДР, власть в стране принадлежит рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции, всему трудовому народу.

    Верховное народное собрание (парламент)

    Верховное народное собрание состоит из 687 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием на 5 лет (выборы безальтернативные, официально объявляется, что правительственных кандидатов поддержало 100,0 % избирателей).

    Избирательное право с 17 лет.

    Политические партии

    Трудовая партия Кореи (ТПК) создана в октябре 1945 года. Правящая партия КНДР, её руководящая роль зафиксирована в Конституции.

    Социал-демократическая партия Кореи, создана в ноябре 1945. Признаёт руководящую роль ТПК, входит в ЕДОФ.

    Партия Чхондогё-Чхонудан («Партия молодых друзей религии небесного пути»), создана в 1946. Признает руководящую роль ТПК, входит в ЕДОФ.

    Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ), создан в 1949. Руководящая сила ЕДОФ — ТПК.

    Исполнительная власть

    Правительство — кабинет министров (Нэгак), члены которого, за исключением министра народной армии, назначаются Верховным народным собранием. Председатель Кабинета министров — Ким Ён Ир (с 2007 г.)

    Государственный комитет обороны

    Является высшим органом военной власти. После смерти Ким Ир Сена председатель ГКО с 1993 г. — Ким Чен Ир стал фактическим лидером страны.

    Судебная власть

    Центральный суд, члены суда избираются Верховным народным собранием.

    Политическая ситуация после смерти Ким Ир Сена

    Смерть Ким Ир Сена в 1994 году совпала с множеством серьёзных проблем в стране, вызванных большими расходами на армию (учитывая развитие ракетно-ядерной программы), распадом социалистического лагеря и разрывом традиционных экономических связей.

    Несмотря на необходимость решать эти проблемы, прошло три года после смерти отца, прежде чем Ким Чен Ир занял его пост.

    В итоге Ким Чен Ир так и не получил пост президента КНДР. Вместо этого он стал председателем Государственного комитета обороны (ГКО).

    В 2000 году Ким Чен Ир, пытаясь вывести Северную Корею из международной изоляции, заявил, что КНДР готова отказаться от программы создания межконтинентальных ракет в обмен на помощь мирового сообщества в развитии северокорейской космонавтики — но уже через две недели обратил своё заявление в шутку. Очевидно, подобная инициатива была на первых порах отвергнута коллективным руководством КНДР. Позднее, однако, жесточайший экономический кризис вынудил северокорейское руководство вернуться к своему предложению.

    КНДР и США уже начали обсуждать возможность визита в Пхеньян американского президента Билла Клинтона, но в ноябре 2000 года в США на выборах победил Джордж Буш, объявивший крестовый поход против северокорейского коммунистического режима, и диалог оборвался.

    Ряд СМИ регулярно выпускают публикации о возможном наследнике Ким Чен Ира. Среди возможных кандидатов называют его сыновей Ким Чон Нама, Ким Чон Чхоля (в старой транскрипции, принятой в бывшем СССР — Ким Чен Чер) и Ким Чон Уна, а также его зятя Чан Сон Тхэка.

    В марте 2010 года в ЖЖ известного корееведа А. Ланькова появились подтверждения назначения Ким Чон Уна (Ким Чон Ына) официальным наследником Ким Чен Ира:

    Получены новые и, наконец, надежные подтверждения, что выбор наследника сделан, и кампания по его возвышению набирает обороты. Новым Гением Руководства назначен младший сын нынешнего Гения Руководства, Ким Чон Ын. По всей стране прошли собрания в его честь, выпущены и соответствующие материалы, пока формально закрытые. Есть материалы и в печати, открытой, но не подлежащей распространнию за рубежом.

    Во второй половине 1990-х годов в КНДР, по мнению А. Ланькова, произошла «тихая смерть севернокорейского сталинизма». Прекращение помощи со стороны СССР привело к крупномасштабному экономическому кризису, прежде всего к постоянной нехватке питания (в середине 1990-х массовый голод унёс жизни нескольких сот тысяч жителей КНДР, в связи с чем произошла легализация мелкого частного предпринимательства и челночной торговли с Китаем, фактически отменены и многие другие ограничения.

    В последние годы в КНДР усилились позиции сторонников жёсткого курса. Затормозились или были свернуты экономические реформы, КНДР нашла повод для отказа от участия в шестисторонних переговорах по ядерной проблеме.

    Официальное отношение к Южной Корее стало меняться. Последнее десятилетие в КНДР полулегально проникают южнокорейская музыка и фильмы.

    Культура

    В КНДР существует развитая киноиндустрия, производящая кинофильмы в духе «социалистического реализма с корейской спецификой». Производятся и мультипликационные фильмы. Утверждается, что северокорейские мультипликаторы нередко выполняют заказы для европейских и американских студий.

    Вся культура в КНДР контролируется государством.

    Религия

    КНДР является светским государством, большинство населения — атеисты. В соответствии с Конституцией КНДР «гражданам гарантируется свобода совести» (глава 5, статья 68).

    После создания КНДР церковь была отделена от государства. Новое руководство страны развернуло атеистическую пропаганду и решительную борьбу с религией. В КНДР действуют два православных храма, один католический и один протестантский, все они открыты лишь для иностранцев.

    Образование

    С 1975 г. в КНДР осуществлён переход к всеобщему обязательному 11-летнему обучению (включая одногодичное дошкольное). В стране работают до 150 вузов, однако качество образования в целом невысокое, поскольку большую часть времени студенты работают. В сфере высшего и среднего специального образования преобладает подготовка по техническим специальностям.

    Здравоохранение

    В Северной Корее существует государственное медицинское обслуживание и система медицинского страхования. Расходы на здравоохранение составляют около 3 % ВВП. С 1950 года страна уделяет большое внимание здравоохранению, так в период между 1955 и 1986 годами количество больниц выросло с 285 до 2401, количество поликлиник — с 1020 до 5644. Имеются больницы при фабриках и шахтах. Начиная с 1979 года больший акцент был сделан на традиционную корейскую медицину, основанную на лечении травами и акупунктуре.

    Ситуация с медицинским обслуживанием населения в Северной Корее резко ухудшилась после 1990 года, в результате стихийных бедствий, экономических проблем и нехватки энергии. Во многих больницах и клиниках КНДР отсутствуют необходимые лекарства и оборудование, а также существует дефицит электричества.

    Почти 100 % населения имеет доступ к воде, но она не всегда пригодна для питья. Инфекционные заболевания, такие как туберкулез, малярия и гепатит эндемичны в стране. Средняя продолжительность жизни в Северной Корее 63,8 лет, 170-ое место в мире по оценкам 2009 года.

    Среди других проблем со здоровьем отмечается недоедание, так, согласно докладу ООН от 1998 года, от недоедания страдает 60 % детей, а 16 % населения страны испытывает острое недоедание.

    Экономика

    Экономика страны плановая, командная. Поскольку с начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, то все данные о её экономике являются внешними экспертными оценками. Особенностью является изолированность от остального мира, наличие трудовых лагерей и т. н. «трудовых вахт» — в течение этого времени отменяются отпуска, выходные, рабочие живут на предприятиях, все производства работают круглые сутки. Последние, по-видимому, вводятся только в случае обострения внутриполитической ситуации. Например, при передаче власти. Последняя трудовая вахта началась в 2009 году и должна была продолжаться 150 дней.

    В эпоху существования СССР экономика страны опиралась на советскую помощь и первые послевоенные годы (после окончания Корейской войны 1950—1953 гг.) развивалась довольно динамично. Повышение цен на нефть в 1974 году негативно сказалось на развитии страны. В 1980 году в стране произошел дефолт, в течение всех 80-х падение производства продолжалось. С распадом СССР негативные тенденции, порожденные дефолтом 1980 года, усилились и, в том числе в связи со стихийными бедствиями, привели к масштабному голоду в середине 90-х. При этом международным сообществом была предоставлена не менее масштабная гуманитарная помощь.

    Прирост ВВП с 2006 года оценивается как 1 % в год. Бюджет 2002 года — 10,1 млрд долл.

    В сельском хозяйстве после реформ 2002 года началось переформирование колхозов в предприятия семейного типа. Коллективизация прошла в 1958 году. Из-за гористого характера местности страна испытывает напряжённость в земельных ресурсах. Общая площадь сельскохозяйственных земель составляет немногим более 20 % всей территории, а пахотные земли — лишь 16 %. В среднем на одного жителя республики приходится 0,12 га обрабатываемых земель, что в 3—4 раза меньше, чем в большинстве европейских стран. Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство. Обрабатывается 17 % территории, из них 2/3 орошается. Возделывают зерновые, соевые бобы, хлопчатник, лён, табак, сахарную свёклу. Плантации женьшеня. Овощеводство. Плодоводство. Животноводство: крупный рогатый скот, свиньи, птица. Шелководство. Рыболовство, добыча морепродуктов. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 30 %. Большинство возделываемых земель располагается на юге и на западе страны, именно эти земли пострадали от наводнения в 1995—1996 годах и от засухи в 1997 и 2000 годах. В 2002 году страна располагала поголовьем в 48 тыс. лошадей, 575 тыс. голов крупного рогатого скота, 2,6 млн коз. В 2001 году было поймано 200 тыс. тонн рыбы и собрано 63700 тонн прочих морепродуктов. Несмотря на это, в стране всегда наблюдался дефицит продуктов.

    В стране существует лесная промышленность. По различным оценкам в 2002 году в стране было заготовлено 7,1 млн метров круглой древесины.

    Электроэнергетическая промышленность базируется на использовании богатых гидроэнергетических ресурсов республики, оцениваемых примерно в 10 млн кВт, и твердого топлива в виде антрацита и бурого угля. В 2001 году на ГРЭС было выработано около 69 % электроэнергии страны, остальное — получено за счет сжигания угля. В 2005 году страна потребляла 25000 баррелей нефти в день и производила только 138.

    Большие запасы руд цветных и легирующих металлов (медь, цинк, свинец, никель, вольфрам, молибден и др.). Экспорт цветных металлов — важнейший источник поступления иностранной валюты.

    Развиваются нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная и пищевая промышленность. Доля промышленности в ВВП в 2002 году — 34 %.

    В КНДР выпускают автомобили «Фиат» местной сборки и джипы, автозавод «Сунгри» (Победа) в Токчоне выпускает грузовики.

    КНДР поддерживает торговые связи более чем со 100 странами. Объём товарооборота в 2002 году составил 2,4 млрд долл. Основные внешнеторговые партнёры КНДР — Южная Корея (642 млн долл.), Китай (550 млн долл.), Япония (500 млн долл.), страны ЕС (250 млн долл.), РФ (130 млн долл.). В экспорте КНДР преобладают чёрные и цветные металлы, антрацит, морепродукты; в импорте — нефть и нефтепродукты, коксующийся уголь, химические удобрения, продовольствие. Внешний долг КНДР, по оценкам США, составляет 25 млрд долл. (2000), в том числе РФ — 8 млрд долл., Китаю — 4,5 млрд долл.

    В 2008 году внешнеторговый оборот КНР и КНДР достиг 2,8 млрд долл. Профицит торговых отношений составил 1,3 млрд долл. в пользу КНР.

    Денежная реформа 2009 года была призвана укрепить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Однако по некоторым данным реформа привела резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости. В начале 2010 года ответственный за эту реформу председатель государственного планового комитета КНДР Пак Нам Ки был уволен, а в середине марта — расстрелян.

    Транспорт

    Транспортная сеть в Северной Корее достаточно развита, но устарела. В 1990 году в стране было около 30 000 км дорог, из которых лишь около 1 700 — асфальтированные. После стихийных бедствий в середине 90-х дорожная инфраструктура сильно пострадала, и теперь общая протяженность дорог 25 554 км, из которых 724 километров асфальтированные. Самое крупное и хорошо сохранившееся шоссе из Пхеньяна в Вонсан, длиной около 200 км. Широко распространён железнодорожный транспорт. Железнодорожная сеть имеет длину 5 235 км, из которых электрифицировано 3 500 км. Из-за больших запасов угля в стране по-прежнему используются паровые локомотивы для перевозки грузов и пассажиров. Много рек, проходящих по территории КНДР, являются дополнительным водным путем. Общая протяженность водных путей составляет 2 250 км.

    Крупными портами являются города Хамхын, Чхонджин, Кимчхэк, Хэджу и Нампхо. Количество аэропортов — 78, вертолетных площадок — 23. Основной авиаперевозчик Эйр Корё является государственной компанией, с регулярными рейсами в Москву, Пекин, Бангкок, Макао и Владивосток. Городской транспорт является наиболее развитым в столице страны, где население передвигается на трамваях, троллейбусах и метро. Из-за нехватки топлива автобусы используются редко. Автомобили также редки, но велосипеды стали основным способом передвижения широких слоев населения. Однако, женщинам запрещён и этот вид транспорта.

    Туризм

    Политика изоляционизма, проводимая правительством Северной Кореи, приводит к тому, что международный туризм в стране развит слабо. Несмотря на то, что ограничений на въезд иностранцев в страну практически нет, иностранным туристам запрещено посещать места, где нет правительственной охраны. Иностранных туристов в Северной Корее больше всего привлекают природные достопримечательности и «нео-сталинская» атмосфера в стране. В 2000 году страну посетили почти 130 000 туристов.

    Южнокорейские граждане должны получить специальное разрешение от правительства Южной и Северной Кореи, чтобы въехать в страну. В начале XXI века район гор Кымгансан, расположенный возле южнокорейской границы, был утверждён в качестве специальной туристической зоны, куда южнокорейским гражданам не требуется разрешения на въезд.

    КНДР является популярным направлением для китайских туристов. Это связано с тем, что для китайских граждан въезд в страну существенно облегчён по сравнению с гражданами других государств, кроме того в Северной Корее есть специальные казино для иностранцев (в Китае они запрещены). Также китайских туристов привлекает дешевизна многих товаров в Северной Корее по сравнению с Китаем.

    Армия КНДР

    Северная Корея — самая милитаризованная страна мира. По состоянию на 2006 год армия КНДР насчитывает 1 115 тысяч человек и является пятой (по другим данным, четвёртой) по величине в мире после как минимум Китая, США и Индии, и всё это при численности населения в 2006 году в 23 млн чел. и экономической стагнации. В резерве насчитывается около 7,7 млн человек, 6,6 млн из которых являются участниками Рабоче-Крестьянской Красной Гвардии. Комплектование по призыву. Численность родов войск выглядит следующим образом: СВ — ок. 1 млн чел. (включая 87 тыс. бойцов спецназа), ВМС — 60 тыс. чел., ВВС — 110 тыс. (включая 7 тыс. бойцов спецназа). Полувоенные охранные формирования, пограничная охрана и органы охраны общественного правопорядка насчитывают ещё 189 тыс. чел. Северная Корея тратит на содержание армии 27 % НД.

    Руководство вооружёнными силами и военным строительством осуществляется Государственным Комитетом Обороны КНДР, во главе которого находится Верховный Главнокомандующий — маршал КНДР Ким Чен Ир. Председатель Государственного Комитета Обороны КНДР командует и руководит всеми Вооружёнными Силами, ведает обороной страны в целом.

    Срок службы призывников в сухопутных войсках — 5—12 лет. Основными объединениями и соединениями сухопутных войск являются армия, корпус, дивизия и бригада. Армия постоянного состава не имеет, а развертывается на базе армейских корпусов. Срок службы призывника в ВВС и ПВО составляет 3—4 года. Срок службы призывника в военно-морском флоте — 5—10 лет.

    С середины 90-х годов КНДР почти полностью удовлетворяет потребности своей армии в артиллерийско-стрелковом вооружении, отдельных образцах ВВТ.

    Организационный состав вооружённых сил выглядит следующим образом. Сухопутные войска (СВ) имеют 19 корпусов: 1 танковый, 4 механизированных, 9 пехотных, 1 артиллерийский, Командование обороны Пхеньяна, Командование пограничной охраны. В составе этих корпусов находятся 27 пехотных дивизий, 15 бронетанковых бригад, 9 бригад РСЗО, 14 пехотных бригад, 21 артиллерийская бригада. Помимо прочего 87 тыс. бойцов спецназа в составе СВ распределены между 10 снайперскими бригадами, 12 бригадами легкой пехоты, 17 бригадами спецназа, 1 воздушно-десантного батальона, еще 8 батальонов выделены в отдельное командование спецназа. В резерве находится 40 пехотных дивизий. Военно-морские силы (ВМС), штаб которых расположен в Пхеньяне, организационно разделены на два флота. Флот восточного моря (штаб в T’oejo-dong) и Флот западного моря (штаб в Namp’o). Первый располагает 9 военно-морскими базами, второй — 10.

    Военно-воздушные силы (ВВС) включают в себя 4 командования (33 полка), плюс 3 отдельных батальона. Три командования отвечают за северный, восточный и южный оборонительный сектора, четвёртое — тренировочное — отвечает за северо-восточный сектор. ВВС располагает 11 авиабазами, в основном в приграничном с Южной Кореей районе, несколько — в приграничном с Китаем.

    Основная часть сил развернута вдоль хорошо укрепленной Демилитаризованной зоны. По оценкам на вооружении корейской народной армии состоит около 3500 основных боевых (и средних) танков, 560 легких танков, 2500 ед. бронетранспортёров и легкобронированной техники, 3500 стволов буксируемой артиллерии, 4400 САУ, 2500 РСЗО, 7500 минометов, 24 ПУ ракет класса «земля-земля», неизвестное количество ПУ ПТУР, 1700 безоткатных орудий, в сухопутных войсках насчитывается приблизительно 11000 зенитных орудий.

    В составе флота насчитывается 92 ПЛ, 3 фрегата, 6 корветов, 43 ракетных катера и МРК, 158 сторожевых (патрульных) кораблей, 103 торпедных катера, 334 патрульных катера, 10 десантных кораблей, 2 батареи береговой обороны, 130 судов на воздушной подушке, 23 тральщика, 1 плавбаза, 8 малых судов, 4 судна обеспечения.

    В составе ВВС насчитывается 80 бомбардировщиков, 541 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, около 316 транспортных самолётов, 588 транспортных (многоцелевых) вертолётов, 24 боевых вертолёта, 228 учебно-тренировочных самолётов, минимум 1 БПЛА.

    Северная Корея имеет военных советников в 12 африканских государствах.

    Основу военной доктрины страны составляет активная оборона.

    Большое внимание уделяется действиям разведывательно-диверсионных групп. Сведение такого рода войск в крупные соединения является уникальным, типичным только для Северной Кореи решением.

    Ядерная программа КНДР

    В феврале 2005 КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 был произведён первый ядерный взрыв.

    Все ключевые переговоры по программе ядерного вооружения от имени КНДР ведёт вице-министр иностранных дел Ким Ке Гван.

    4 апреля 2009 года был произведен пуск новой северокорейской ракеты со спутником связи. Своей цели по выводу спутника на орбиту ракета не достигла, все ступени, включая спутник, затонули в Тихом океане. Данная ракета, по мнению экспертов, является межконтинентальной и способна достигнуть Аляски. Её запуск сильно осложнил 6-сторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР.

    25 мая 2009 года Северная Корея провела вторые испытания ядерного оружия. Мощность, по заявлениям МО РФ, составила от 10 до 20 килотонн.

    Внешняя политика КНДР

    После распада СССР контакты с этой изолированной от всего мира страной сильно ослабли. Лишь в 2000 состоялся первый визит главы российского государства в Пхеньян. Тогда были достигнуты договоренности об активизации политических контактов и выработке мер по восстановлению экономического сотрудничества. В последние годы подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении, о культурном сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, о взаимных поездках граждан, об экономическом и техническом сотрудничестве; о сотрудничестве в лесной отрасли, в таможенных делах, в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, в области использования спутниковых навигационных систем.

    Южная Корея

    16 августа 2004 года — КНДР заявила об отказе участвовать в заседании рабочей группы по подготовке очередного раунда шестисторонних переговоров по урегулированию ядерного кризиса на Корейском полуострове. Это решение вызвано недавними действиями Южной Кореи, которая вывезла на свою территорию из Вьетнама 460 северокорейских перебежчиков. КНДР прореагировала на это событие очень болезненно, обвинив власти Южной Кореи в похищении северокорейских граждан. Южнокорейская разведка, со своей стороны, предупредила об опасности актов возмездия со стороны КНДР, посоветовав южным корейцам, живущим или выезжающим в Китай и страны Юго-Восточной Азии, а также активистам организаций, помогающих северокорейским беженцам перебираться за пределы КНДР, обратить особое внимание на свою безопасность.
    В начале 2009 года произошло очередное обострение межкорейских отношений. 30 января 2009 года власти КНДР объявили о расторжении всех ранее достигнутых договоренностей с Южной Кореей. В официальных заявлениях сказано, что Южная Корея виновна в «непрерывной эскалации враждебных действий».
    В мае 2009 г. Северная Корея проводит второе испытание ядерного оружия. В эти же дни она объявляет о выходе из договора о прекращении огня с Южной Кореей, заключенным в 1953 г. Фактически это означает введение военного положения с Южной Кореей.
    17 января 2010 г. Глава Северной Кореи Ким Чен Ир заявил о необходимости укреплять Вооруженные силы государства. Такое заявление он сделал во время посещения военных совместных учений сухопутных войск, Военно-морских и Военно-воздушных сил страны, передает Associated Press со ссылкой на местные СМИ. Ранее Государственный комитет обороны КНДР предупредил Южную Корею о возможности объявления против нее «священной войны» и сообщил о полном прекращении диалога между двумя государствами. Жесткая реакция северокорейской стороны последовала после того, как Республика Корея обнародовала свой чрезвычайный план, которым предусмотрена стремительная наступательная операция против КНДР в случае «критической необходимости».

    Япония

    Ноябрь 2004 — в Пхеньяне в течение недели проходил решающий раунд переговоров между КНДР и Японией по вопросу о японских гражданах, похищенных в 1970—1980-е годы северокорейской разведкой. К этому моменту КНДР освободила пять похищенных и членов их семей. Ранее Ким Чен Ир признал, что всего похищенных было 13 человек, но судьба остальных неизвестна. Япония обвиняет КНДР в нежелании раскрыть информацию об их судьбе и выдать их в случае, если они ещё живы. Всё, что японцы смогли получить в ходе переговоров, — это семь контейнеров с личными вещами и документами похищенных.
    Декабрь 2004 — общественное мнение Японии высказывается за введение санкций в связи со скандалом вокруг праха, переданного Токио в ноябре северокорейскими властями. ДНК-анализ останков показал, что они принадлежали не японской девочке Мэгуми Ёкоте, похищенной в 1977 году спецслужбами КНДР, а двум другим людям, не входившим в число похищенных японцев.
    10 декабря парламент Японии призвал правительство рассмотреть вопрос о применении к КНДР экономических санкций, в качестве первого шага правительство приняло решение прекратить оказание КНДР продовольственной помощи, в парламенте Японии активизировалось обсуждение вопроса о санкциях, которые могут предусматривать закрытие японских портов для северокорейских судов, запрет на перевод в КНДР средств от проживающих в Японии корейцев и др.
    27 июня 2009 — КНДР пригрозила сбить любой японский самолет в своем пространстве. «Военно-воздушные силы Корейской народной армии не потерпят никаких проявлений воздушного шпионажа со стороны поджигателей войны в японских агрессивных силах и беспощадно собьют любой самолет, который осмелится вторгнуться в территориальное воздушное пространство КНДР даже на одну тысячную миллиметра», подчеркивается в сообщении ЦТАК.

    Интернет

    КНДР имеет в Интернете собственный домен первого уровня.kp. В северной части КНДР уже существуют интернет-кафе, позволяющие осуществлять выход в Интернет (в 2007 году Министерство общественной безопасности страны распорядилось об их закрытии). В настоящее время доступ в Интернет для большей части жителей КНДР закрыт. Доступ к Интернет оформлен для дипломатических объектов и отдельных иностранных предприятий.

    В стране имеется внутренняя сеть Кванмён, не подключенная к Интернету.

    Правительство КНДР заявляет, что в их стране настоящий рай: все счастливы, обеспечены и уверены в будущем. Но беженцы из описывают другую реальность, страну, где приходится жить за гранью человеческих возможностей, без цели и права выбора. Экономика длительное время находилась в кризисе. В публикации будут представлены особенности страны.

    Характеристика

    В экономике Северной Кореи есть три отличительные черты. Во-первых, она представляет собой такой порядок, при котором ресурсы имеют централизованное распределение. Этот называется плановой. Во-вторых, ресурсы используют для противостояния возможным угрозам, что могут разрушить целостность страны. Такое использование называется мобилизационной экономикой. И в-третьих, руководствуются принципами социализма, то есть справедливости и равенства.

    Из этого получается, что экономика Северной Кореи - это плановая мобилизационная экономика социалистической страны. Это государство считается самым закрытым на планете, а так как с 60-х годов КНДР не делилась экономической статистикой с другими странами, то о том, что происходит за ее границами, можно только догадываться.

    Страна отличается не самыми благоприятными погодными условиями, поэтому возникает нехватка продовольственных товаров. По оценкам специалистов, жители находятся за гранью бедности, только в 2000-м году голод перестал быть проблемой государственного масштаба. По состоянию на 2011 год КНДР находится на 197-м месте в мире по уровню покупательской способности.

    Из-за милитаризации и политики национал-коммунистической государственной идеологии Ким Ир Сена экономика длительное время пребывала в упадке. Лишь с приходом Ким Чен Ына стали внедряться новые рыночные реформы и вырос уровень жизни, но обо всем по порядку.

    Экономика послевоенного периода

    Во второй половине 20-х годов ХХ века Корея начала разрабатывать залежи полезных ископаемых на севере страны, что стало причиной увеличения численности населения. Это прекратилось после окончания Второй мировой войны. Корею тогда условно поделили на две части: южная отошла к США, а северная оказалась под властью СССР. Это деление спровоцировало дисбаланс природных и человеческих ресурсов. Так, на севере был сосредоточен мощный промышленный потенциал, а на юге - основная часть рабочей силы.

    После становления КНДР и завершения (1950-1953) экономика Северной Кореи стала меняться. Запрещено было заниматься предпринимательской деятельностью, и в обиход вошла карточная система. Нельзя было торговать зерновыми культурами на рынках, да и сами рынки использовались крайне редко.

    В 70-х годах власти начали вести политику экономической модернизации. В тяжелую промышленность были внедрены новые технологии. Страна начала поставлять на мировой рынок полезные ископаемые и нефть. В 1979 году КНДР уже могла покрыть внешние долги. Но в 1980 в стране начался дефолт.

    Два десятилетия кризиса

    Экономика Северной Кореи, кратко говоря, потерпела полное фиаско. Спрос на продукцию значительно снизился, а из-за нефтяного кризиса страну признали банкротом. В 1986-м году внешняя задолженность странам-союзникам составляла свыше 3-х миллиардов долларов, а к 2000 году долг превышал 11 миллиардов. Уклон экономического развития в сторону тяжелой промышленности и военной техники, обособленность страны и отсутствие инвестиций стали теми факторами, что препятствовали экономическому развитию.

    Чтобы исправить ситуацию, в 82-м году было принято решение о создании новой экономики, основой которой должно было стать развитие сельского хозяйства и инфраструктуры (особенно электростанций). Спустя 2 года был принят закон о коллективных предприятиях, что помогало привлекать заграничные инвестиции. 1991 год ознаменовался созданием специальной экономической зоны. Пусть и с трудом, но инвестиции туда потекли.

    Идеология чучхе

    Особое влияние на экономическое развитие государства оказала идеология чучхе. Это своеобразное соединение концепций марксизма-ленинизма и маоизма. Основные ее положения, повлиявшие на экономику, заключались в следующем:

    • революция - это способ достигнуть самостоятельности;
    • ничего не делать означает отказаться от революции;
    • для защиты государства нужно вооружить весь народ, чтобы страна превратилась в крепость;
    • правильный взгляд на революцию происходит от чувства безграничной преданности вождю.

    По факту это то, на чем держится экономика Северной Кореи. Основная часть ресурсов направлена на развитие армии, а оставшихся средств едва хватает, чтобы избавить граждан от голода. А в таком состоянии бунтовать никто не будет.

    Кризис 90-х годов

    После холодной войны СССР прекратил оказывать поддержку Северной Корее. Экономика страны перестала развиваться и пришла в упадок. Поддержку Корее перестал оказывать и Китай, а в сочетании с природными бедствиями это привело к тому, что в стране наступил голод. По данным экспертов, голод стал причиной гибели 600 тысяч человек. Очередной план по установлению баланса провалился. Возросла нехватка продовольствия, разразился энергетический кризис, в результате - остановка множества промышленных предприятий.

    Экономика 21-го века

    Когда к власти пришел Ким Чен Ир, экономика страны немного «взбодрилась». Правительство провело новые рыночные реформы, увеличилась сумма китайских инвестиций (200 млн долларов в 2004-м). Из-за кризиса 90-х годов в КНДР широко распространилась полулегальная торговля, но как бы власти ни пытались, даже сегодня в стране существуют «черные рынки» и контрабанда товаров.

    В 2009 году была предпринята попытка провести финансовую реформу, чтобы укрепить плановую экономику, но в результате в стране резко вырос уровень инфляции, а некоторые товары первой необходимости стали дефицитными.

    На момент 2011 года платежный баланс КНДР, наконец, стал показывать цифру со знаком плюс, положительное влияние на государственную казну оказывает внешняя торговля. Так какая экономика в Северной Корее сегодня?

    Плановая экономика

    То, что все ресурсы находятся в распоряжении правительства, называется командной экономикой. Северная Корея является одной из социалистических стран, где все принадлежит государству. Именно оно решает вопросы производства, импорта и экспорта.

    Командно-административная экономика Северной Кореи призвана регулировать количество изготавливаемой продукции и ценовую политику. При этом правительство принимает решения, не основываясь на реальных потребностях населения, а руководствуясь плановыми показателями, что представлены в статистических отчетах. В стране никогда не бывает переизбытка товара, так как это нецелесообразно и экономически невыгодно, чего правительство не может допустить. Но очень часто можно встретить нехватку товаров первой необходимости, в связи с этим процветают нелегальные рынки, а вмести с ними и коррупция.

    Как наполняется казна?

    Северная Корея только недавно начала выходить из кризиса, за гранью бедности находится ¼ часть населения, чувствуется острая недостача продовольственных товаров. И если сравнивать экономику Северной и Южной Кореи, которая соперничает с Японией в производстве гуманоидных роботов, то первая определенно отстает в развитии. Тем не менее государство нашло способы наполнения казны:

    • экспорт минералов, оружия, текстиля, сельскохозяйственных продуктов, коксующего угля, оборудования, зерновых культур;
    • нефтеперерабатывающая промышленность;
    • налажены торговые отношения с Китаем (90% товарооборота);
    • налогообложение частного бизнеса: за каждую совершенную сделку предприниматель платит государству 50% прибыли;
    • создание торговых зон.

    Кэсон - торгово-промышленный парк

    Вместе с Корейской Республикой был создан так называемый промышленный парк, где расположились 15 компаний. В этой зоне работает более 50-ти тысяч северокорейцев, их заработная плата почти в 2 раза выше, чем на территории родного государства. Промышленный парк выгоден для обеих сторон: в Южную Корею экспортируется готовая продукция, а Северная имеет хорошую возможность пополнить государственную казну.

    Город Даньдун

    Подобным образом налажены отношения и с Китаем, только в этом случае оплотом торговли выступает не промышленная зона, а китайский город Даньдун, где и проводятся торговые сделки. Сейчас там открыто множество северокорейских торговых представительств. Продавать товары могут не только организации, но и отдельные представители.

    Особым спросом пользуются морепродукты. В Даньдуне существует так называемая рыбная мафия: чтобы продать дары моря, необходимо заплатить достаточно высокий налог, но даже так получается хорошая прибыль. Есть, конечно, смельчаки, которые ввозят морепродукты нелегально, но из-за строгих санкций их с каждым годом становится меньше.

    Сегодня Северная Корея зависима от внешней торговли, это Но в экономике страны есть еще несколько интересных моментов, некоторые из них неотделимы от политики.

    Так, в стране существует 16 трудовых лагерей, созданных по принципу ГУЛАГа. Они выполняют две роли: наказание преступников и предоставление бесплатной рабочей силы. Так как в стране существует принцип «наказания трех поколений», то некоторые семьи всю жизнь проводят в этих лагерях.

    В период экономического упадка в стране процветало страховое мошенничество, причем на международном уровне, за что на правительство не единожды подавали в суд с требованием вернуть страховые выплаты.

    В конце 70-х годов была отменена на внешнюю торговлю. В связи с этим на международный рынок мог выйти любой желающий, предварительно зарегистрировавшись в специальной внешнеторговой фирме.

    Во время кризиса основной валютой являлась еда, ее можно было обменять на что угодно.

    Экономика Северной Кореи первое в мире место может занять по степени закрытости от внешнего мира.

    В экономике страны все еще много пробелов, граждане пытаются мигрировать при любом удобном случае, а из обихода все еще не вышли карточки, заменяющие деньги. Попасть на территорию государства практически невозможно, а все видимые туристам участки можно назвать показательно-образцовыми территориями. Мир теряется в догадках, что на самом деле происходит в Северной Корее, но экономика страны поднимается и, возможно, спустя десятилетие КНДР будет находиться на одном уровне экономического развития со своими ближайшими соседями.

    Внешнеэкономические связи КНДР в XXI веке и перспективы их развития при Ким Чен Ыне

    © 2013 Л. Захарова

    Статья содержит анализ имеющейся статистики и данных о внешнеэкономических связях КНДР в 2000-е годы, ознаменовавшиеся существенным увеличением объема ее внешней торговли. Автор рассматривает основные тенденции торговых отношений, инвестиционного сотрудничества и реализующихся совместных проектов Северной Кореи с ключевыми партнерами, среди которых, прежде всего Китай и Республика Корея, а также Россия. В заключение делаются выводы о перспективах внешнеэкономического сотрудничества КНДР при новом лидере. Ключевые слова: КНДР, внешнеэкономические связи, торговля, Китай, Республика Корея, Россия, сотрудничество.

    В XXI веке Корейская Народно-Демократическая Республика остается одним из наиболее изолированных от мировой экономики государств мира. Официальная идеология чучхе в экономической сфере, по сути, предполагает стремление к достижению самообеспеченности («своими силами с опорой на собственные ресурсы»). В своих выступлениях на конференциях северокорейские ученые настаивают на том, что экономическая структура КНДР является «независимой и современной», и чтобы обеспечить независимость страны, Северная Корея «полностью полагается на внутренние ресурсы (сырье и топливо), а также использует новейшие технологии» (особое значение придается информационным технологиям). При этом важным доказательством независимости и продвинутости экономической системы КНДР, ориентированной на оборонную промышленность, является самостоятельно испытанное ею ядерное оружие и произведенные запуски спутников1.

    В то же время, несмотря на декларируемые официальные установки, экономика КНДР объективно не может развиваться без связей с внешним миром. Во второй половине XX в. народнохозяйственный комплекс КНДР создавался в значительной мере с использованием иностранного технического содействия, импортного оборудования и зарубежных технологий2. Существенное ослабление внешнеэкономических связей страны в 1990-е годы привело к серьезному сокращению объема ВВП КНДР, который стал постепенно восстанавливаться только в 2000-е годы, в том числе за счет расширения внешней торговли. В настоящее время Северная Корея представляет собой закрытую, недостаточно обеспеченную собственными ресурсами страну с милитаризированным хозяйством, инфраструктура и производственные мощности которой в гражданской сфере требуют капитальной модернизации. Серьезными вызовами для развития КНДР являются энергетическая и продовольственная проблемы. В связи с этим Северная Корея регулярно вынуждена импортировать топливо и топливное сырье, а также продовольствие и удобрения. Высокий уровень милитаризации приводит к нехватке промышленных товаров для

    Захарова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН. E-mail: [email protected].

    гражданского сектора экономики. В такой ситуации экономическое сотрудничество с иностранными государствами является для КНДР важным источником сырья, промышленных и потребительских товаров, иностранной валюты, инвестиций и новых технологий. При этом внешние экономические связи Северной Кореи существенно ограничены в связи с действующими против нее международными санкциями, а также нехваткой у Пхеньяна свободных валютных средств.

    Для внешнего мира КНДР может представлять интерес как поставщик некоторых видов полезных ископаемых и сырья, а также дешевой рабочей силы в СВА. Стоимость северокорейских минеральных ресурсов (среди которых богатые запасы угля, железной руды, меди, золота, цинка, никеля и редкоземельных металлов), по некоторым данным, оценивается в диапазоне от 2 трлн долл.3 до 6 трлн долл.4 Кроме того, Северная Корея активно продвигает идею конкурентоспособности своей рабочей силы на мировом рынке5. Использование сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов КНДР возможно как за рубежом (крупнейшие принимающие страны - Китай и Россия), так и с открытием предприятий в самой Северной Корее с целью организации производства на давальческом сырье (крупнейшие игроки - РК и Китай). Еще одним конкурентным преимуществом КНДР является ее территориальное положение. В условиях постоянно возрастающего объема грузоперевозок как внутри региона, так и по направлению Азия-Европа транзитный транспортный потенциал Северной Кореи становится все более востребованным.

    На фоне официальных лозунгов о независимости и самостоятельности экономики страны, северокорейское руководство признает необходимость экономического сотрудничества с иностранными государствами. Доказательством этому служат как официальные программные заявления, так и практические усилия КНДР по улучшению инвестиционного климата.

    Еще с 1990-х годов Северная Корея активизировала деятельность по привлечению иностранного капитала по каналам создания иностранных предприятий и особых экономических районов. В 1992 г. в дополнение к Закону о совместных предприятиях (1984 г.) был принят Закон об иностранных инвестициях, расширивший формы участия зарубежного капитала в экономике страны. В 1991 г. КНДР объявила о создании Специальной торгово-экономической зоны Раджин-Сонбон, в 1997 г. - Торговых зон безналоговой давальческой переработки в Вонсане и Нампхо, Танчхонской специальной горнодобывающей зоны. В 2002 г. в Северной Корее были образованы особый административный район в Синыйджу, особый промышленный комплекс в Кэсоне и особая туристическая зона в Кымгансане. В 2011 г. КНДР приняла Закон о создании экономической зоны на островах Хвангымпхен и Вихва. Одновременно в 2000-е годы северокорейское руководство активно работало и продолжает работать над улучшением нормативно-правовой базы и условий деятельности иностранных инвесторов на территории страны.

    После прихода к власти в КНДР нового лидера внешнеэкономическая стратегия государства продолжает быть направленной на расширение внешнеэкономических связей. Работа ведется в области реорганизации соответствующих государственных структур и создания благоприятного инвестиционного климата. В частности, вместо контролируемой военными группы Тэпхун главным органом по привлечению иностранных инвестиций стала контролируемая Кабинетом министров Комиссия по совместным предприятиям и инвестициям, которая в конце 2011 г. открыла свой офис в Пекине. В апреле 2012 г. на очередной 5-й сессии Верховного Народного Собрания 12-го созыва было объявлено, что в целях продвижения экономического и технического сотрудничества с иностранными государствами в КНДР будет усилено развитие особых экономических зон. В попытке сделать инвестиционный климат страны более привлекательным в конце 2011 г. правительство КНДР пересмотрело ряд законов, регулирующих деятельность иностранного бизнеса на территории страны, в том числе Закон об иностранных инвестициях, За-

    кон о совместных предприятиях, Закон о налогообложении иностранцев, Закон о банках с иностранными инвестициями и ряд других законов. Также был пересмотрен Закон о ТЭЗ Расон. На территории зоны для иностранных инвесторов были существенно расширены права (прежде всего, в области аренды земли и найма рабочей силы) и налоговые льготы. Кроме того, с целью снижения рисков для иностранных инвесторов в середине марта 2012 г. в Северной Корее была создана компания по страхованию инвестиций. Насколько реальны гарантии для инвесторов в КНДР говорить сложно, однако, учитывая растущий объем зарубежных инвестиций, нельзя не отметить определенный позитивный эффект от усилий руководства страны.

    Изучение состояния внешнеэкономических связей КНДР серьезно осложняется нехваткой достоверной и полной информации. Данные официальной экономической статистики Северной Кореи недоступны и уже давно не публикуются. В связи с этим, глав -ным источником статистических данных по экономике КНДР являются различные государственные учреждения Республики Корея (такие как КОТЯА, Министерство объединения, Банк Кореи) и международные организации (среди них - ЮНКТАД, МВФ), собирающие информацию и рассчитывающие показатели по собственной методике, часто оценочно. Информацию о состоянии экономических связей КНДР с отдельными государствами можно также получить у ее торговых партнеров - в виде их таможенной статистики. В результате, любой анализ экономических отношений КНДР с внешним миром неизбежно зиждется на данных, которые не всегда можно перепроверить, и очень часто цифры из разных источников существенно различаются.

    По данным Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям (КОТИЛ, РК), Северная Корея поддерживает торговые отношения с 70 странами, включая Южную Корею. При этом торговые представительства КНДР имеет в 38 государствах мира6. За период с 2000 по 2009 гг. объем внешней торговли КНДР (включая межкорейскую торговлю, которую сами корейские государства классифицируют как «внутригосударственный обмен») увеличился с 2,395 млрд долл. до 5,089 млрд долл., то есть немногим более чем в 2 раза (средние темпы роста - 8,6% в год)7. Период 2010-2011 гг. характеризовался ускорением темпов роста внешнеторгового оборота Северной Кореи (в среднем около 25% в год), причем особенно быстро увеличивался объем экспорта (более 80% в 2011 г.), в результате чего общий объем внешней торговли КНДР в 2011 г. составил 8,03 млрд долл.8

    Особенностью внешней торговли КНДР является хронический дефицит, в 2008 г. достигший исторического максимума в 1,5 млрд долл. При этом в последние годы отрицательное сальдо торгового баланса Северной Кореи имело тенденцию к сокращению в связи с ростом экспорта и в 2011 г. составило около 630 млн долл. 9

    Что касается товарной структуры северокорейской торговли, то в 2011 г. основными экспортными товарами КНДР являлись уголь-антрацит (1,17 млрд долл.) и другие полезные ископаемые (прежде всего, железная руда), а также текстильные товары (производимые по каналам процессионной торговли); в импорте преобладали нефть и другие топливные товары (810 млн долл.), машинное оборудование и электроника10. С точки зрения географического распределения, в 2011 г. бол

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .