• Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем разница? Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

    Введение

    Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: "Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности".

    физическая культура ограниченная возможность здоровье

    Определение "лицо с ограниченными возможностями здоровья"

    Термин лицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российском законодательстве сравнительно недавно.

    В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова "с отклонениями в развитии", … заменены термином "с ОВЗ".

    Так было введено в действие понятие "лицо с ОВЗ". Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину "инвалиды". Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие "лица с ОВЗ" охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

    В соответствии с этим, понятие "лицо с ОВЗ" позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

    1) лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

    2) лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

    3) лица с нарушениями речи;

    4) лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

    5) лица с задержкой психического развития (ЗПР);

    6) лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

    7) лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

    8) лица с множественными нарушениями.

    Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2019 году могут получать социализацию.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка. Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться.

    Общие моменты

    Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — главная задача, которая стоит перед государством.

    Поскольку долгое время главной программой было отделение таких детей в отдельные классы или школы. Это и мешало им стать полноценными участниками социума.

    В 2019 году стандарт инклюзивного образования делает возможным помещение ребенка в классический школьный класс.

    Но в любом случае, ему необходимо будет оформить о наличии особых потребностей. Ведь в школе должно быть соответствующее оборудование для работы с ним и специально подготовленные педагоги и другие работники.

    Понятия

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это дети с в возрасте от рождения до совершеннолетия. При этом к таким детям могут относиться и те, у которых официальными документами не признано наличие такого отклонения в физическом или психическом плане в постоянном или временном порядке. Это могут быть особенные дети с задержкой в развитии, слабым слухом или зрением
    Инклюзивное образование Система образования, построенная таким образом, что дети с особыми потребностями могут обучаться в общих классах в классических школьных заведениях
    Пособие Это социальная помощь от государства наиболее незащищенным слоям населения. Такими выступают , сироты. Все они могут рассчитывать на получение пособий
    Социум Это сфера общения ребенка, которая не ограничивается родными. Для развития личности необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью мог получать всю полноту общения со сверстниками и другими людьми

    Что дает статус

    Поскольку дети с ОВЗ требуют особенных условий обращения с ними и развития, то государством предусмотрено несколько дополнительных возможностей.

    В большинстве они касаются непосредственно школы, обучения и социализации ребенка:

    Бесплатные занятия с логопедами, психологами или социальными педагогами Обычно предоставляется от двух занятий в неделю, которые помогли бы ученику развить свои навыки и улучшить общение с окружающими
    Особый подход в общении с учителями и выставлении оценок Здесь каждое учебное заведение устанавливает свои особые правила. Но единственным ориентиром является поиск подхода к ребенку и выявление его талантов и развитие их
    Экзамены В конце итоговых 9 и 11 классов ученик со статусом ОВЗ может самостоятельно сделать выбор в пользу государственной итоговой аттестации или же применить форму основного государственного экзамена — в виде тестового опроса
    может пользоваться Которые предоставляются ему бесплатно
    К детям со статусом ОВЗ не могут применяться дисциплинарные взыскания Такое наказание не используется в течение всего обучения ребенка в образовательном учреждении

    Кто относится к группе

    Основная характеристика детей, которых относят к тем, у которых есть ограниченные возможности здоровья — это нарушение психофизических показателей, что приводит к необходимости применения к ним особенных методик для коррекции в плане обучения и воспитания.

    К стандартным участникам такой группы дети, у которых есть следующие нарушения:

    Опорно-двигательного аппарата. Поведения и общения с окружающими людьми. Также к таким детям относятся те, кто имеет умственную отсталость или задержку психического развития.

    Кроме того, подобные нарушения могут суммироваться, а не быть единичными явлениями .

    Социально-правовая защита ребенка

    Данный аспект заботы государства о детях с особенными потребностями выражается в нескольких моментах:

    Законодательный уровень На этом этапе государство может обеспечить ребенка защитой даже в моральном плане. Поэтому при любых нарушениях прав ребенка можно подать в суд
    В этом плане государством обеспечивается доступ к получению квалифицированной помощи и предоставляются пособия. Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ
    В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика

    Родители ребенка с на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика.

    Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.

    Правила оформления положения

    Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.

    Самыми основными положениями являются:

    Если соблюдать все правила оформления положения, то можно рассчитывать не только на быструю процедуру, но и на профессиональную реакцию со стороны школы.

    Поскольку в большинстве случаев именно родители должны поговорить с руководством, чтобы оно получило информацию о состоянии ребенка и могло провести инструктаж преподавателей образовательного учреждения.

    Классификация вида

    Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.

    В ней присутствуют три ступени:

    В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВС:

    Первая, вторая и четвертая категории — это дети-инвалиды. И именно они входят в большинство детей, которых относят к группе ОВС .

    Именно из-за этого государством предусмотрено отдельное отношение к этой группе учеников в школах и других образовательных заведениях.

    Оформление заключения

    Для того, чтобы ребенок смог получать дополнительную помощь от государства, необходимо совершить ряд действий:

    1. Определить тот учебно-воспитательный центр, в котором можно пройти обследование ПМПК.
    2. Собрать пакет необходимых для комиссии документов.
    3. Получить направление от школы или же лечащего врача ребенка на проведение обследования.
    4. Пройти обследование и получить справку о предоставлении статуса.
    5. Предоставить в учебное заведение вывод комиссии.

    Родителю достаточно обратиться в специализированное учебное заведение или же территориальное Управление образования в конкретном городе.

    И уже после прохождения ПМПК можно пользоваться всеми привилегиями от данного статуса.

    Перечень документов

    Получение статуса ребенка с ОСВ предусматривает предоставление ПМПК ряда документов:

    Заявление На проведение комиссии или же согласие родителя если оно было назначено врачом
    Паспортный документ ребенка или свидетельство о рождении Необходимо сделать ксерокопии
    Документ родителя Который мог бы идентифицировать личность родителя или опекуна ребенка
    От образовательного центра или медицинского учреждения
    В ходе проведения данного заключения психологи, логопеды, социальные педагоги в школе обучения ребенка составляют свое мнение об уровне его развития и наличии у него нарушений
    Ранее выданные
    Выписка из амбулаторной карточки ребенка В частности, подробная история развития с учетом всех врачебных заключений. Ее можно получить по месту учета — в местном медицинском учреждении
    Характеристика из школы и письменные работы по нескольким предметам По русскому языку, математике, а также творческие работы.Если у родителей имеются другие документы о проведении исследований и осмотров, их также стоит приложить к пакету бумаг

    Какие есть пособия для данной категории

    Поэтому при оформлении данного статуса для ребенка не стоит рассчитывать на материальную помощь. Хотя государство и собирается расширять финансирование в данном направлении.

    Например, предлагается совершать выплаты родителям детей с ОВЗ, чтобы им было легче ухаживать за ними. При этом официальных документов или заявлений на рассмотрении пока нет.

    Интересующие вопросы

    Дети с ограниченными возможностями здоровья — это достаточно новое понятие в российской правовой сфере. И не все родители понимают, как оформить данный статус и для чего это вообще делать.

    Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» - разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.

    После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;

    Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.

    Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.

    Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.

    Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.

    Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.

    При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.

    Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

    Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.

    У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.

    Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.

    Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку.

    Попескул Александр.

    На мобильность и способность к движению может влиять множество причин и условий. Наиболее распространена неспособность эффективно пользоваться ногами, руками или туловищем в силу паралича, окостенения тела, боли и других нарушений. Это может быть результатом пороков развития, болезни, возраста или несчастных случаев. Такие ограничения здоровья могут изменяться изо дня в день и могут породить другие ограничения возможностей, такие как проблемы с речью, потеря памяти, карликовость и потеря слуха.

    Людям с нарушениями мобильности и движения может быть сложно участвовать в жизни общества в силу социальных и физических проблем. Довольно часто встречаются мужественные и независимые люди, испытывающие желание делать все, на что они способны. Некоторые из них в полной мере независимы, другим требуется нерегулярная или постоянная помощь.

    Чем можно помочь

    • Свои отношения стройте на принятии и равноправии, не сосредотачиваясь на ограничениях возможностей человека.
    • Получите больше сведений об ограничении возможностей и о том, чем вы можете помочь. Ближе познакомьтесь с самим человеком и/или лицом, помогающим ему.
    • Проявляйте сострадание, чуткость и искренность, уважая пожелания человека. Поддерживайте равновесие, помогая человеку и позволяя ему расти, заботясь о самом себе.
    • Перед началом церковных собраний и мероприятий подготовьте всё необходимое для людей с ограничениями физических возможностей. Это может включать в себя пологие спуски для инвалидного кресла, подбор места, доступ ко всему необходимому (включая кафедру для выступающих) и аудио- и видеооборудование. Оборудование должно быть доступно для людей, использующих инвалидные кресла, костыли, протезы и т. п. либо собак-поводырей.
    • Для людей с различными физическими потребностями должна быть доступна как минимум одна специальная уборная.
    • При беседе присядьте или опуститесь на колени, чтобы вам обоим было удобно.
    • Приглашайте людей с ограничениями физических возможностей участвовать в событиях и служить. Предлагайте им возможности вносить духовный вклад.
    • Ничего страшного, если вы спросите, желает ли человек вашей помощи, но не начинайте помогать без разрешения. Не упускайте из виду вопросы безопасности и ответственности.
    • Говорите с людьми, имеющими ограничения физических возможностей, точно так же, как вы говорите с окружающими. Ограничения физических возможностей еще не означают, что у человека есть проблемы с интеллектом или слухом.
    • В разных ситуациях помогайте людям не терять чувство собственного достоинства. Избегайте таких ситуаций, при которых человек с ограничением физических возможностей может испытать смущение или страх.
    • Помните, что всем детям Бога важно участвовать в занятии. Люди с ограничениями физических возможностей могут вносить свой вклад так же, как все остальные.

    "Инвалид", "человек с ограниченными возможностями", "прикованный к коляске" - подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит. Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю - слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны - они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми, и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней». Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций - и я очень надеюсь, что они будут полезны.

    Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь с людьми с инвалидностью:

    • Человек с инвалидностью
    • Человек с ограниченными возможностями здоровья
    • Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
    • Человек (ребенок) с синдромом Дауна
    • Человек (ребенок) с ДЦП
    • Человек, использующий инвалидную коляску
    • Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития

    Сравните: человек без инвалидности

    НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:

    • Инвалид
    • Человек с ограниченными возможностями
    • Больной; с проблемами здоровья
    • Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
    • Парализованный, глухой или слепой
    • Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
    • Страдающий ДЦП, дэцэпэшник

    ПОЧЕМУ?

    При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества. Это как с социальными ролями - когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
    Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей.
    Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему определение, которое переводится, как «неспособный».
    «Инвалидность» же - это не определение, а описание физиологического состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью. Важно также, что говоря так, мы не исключаем, что это временное состояние.
    По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь - «даун», «слепой», «парализованный».
    Отдельно хочется сказать о наболевшем - «человек с ограниченными возможностями» . Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»?
    Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен.

    ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ
    Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь - более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
    Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги - это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива - к уважению и нормальному человеческому общению.
    В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…

    10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

    (из пособия «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет» РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский)

    1.Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью , обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

    2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью , вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

    3. Когда Вы встречаетесь с человеком , который плохо или совсем не видит , обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

    4. Если Вы предлагаете помощь , ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

    5.Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

    6.Опираться или повиснуть на чей‑то инвалидной коляске — это тоже самое , что опираться или повиснуть на ее обладателе . Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека , который ее использует .

    7.Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении , слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

    8.Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями , расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

    9.Чтобы привлечь внимание человека , который плохо слышит , помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

    10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему , ни в коем сл учае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

    Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

    Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя - и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши слова - это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

    Марина Потанина

    Президент фонда "Детям о детях" и мама