• Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему Л. Толстой

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

    ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

    НОД для детей

    старшей группы

    Тема: «Поговорим о доброте».

    Подготовила:

    воспитатель МБДОУ № 5 "Дубок"

    ст. Архангельской

    Ушакова О. А.

    Тема: «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ»

    Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоцио­нальных состояниях, которые соответствуют этому поня­тию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

    Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков они боль­шие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товари­ща, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

    За что ты, Андрей, любишь свои руки?

    Катя, а ты любишь свои руки?

    Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу вам не тая - Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить.

    Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощути­те тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми по­мощниками.

    Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай настрое­ние по рисунку». Для этого дети выставляют свои рисун­ки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

    Вопросы:

    Какое настроение у мальчика?

    Похож ли он на рассерженного?

    А как вы догадались, что он сердит?

    Какое настроение у девочки?

    Почему у девочки хорошее настроение?

    А как вы определили, что у девочки веселое настрое­ние?- А как чувствуете себя вы?

    Упражнение «Помоги волшебнику».

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что злой вол­шебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы - об игрушках, с которыми он иногда любит играть.

    1) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался Зайка, Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок.

    2) Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу - Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

    (А. Барто)

    У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел ра­зобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторва­ла лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

    Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

    Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и по­мочь волшебнику.

    (Демонстрация трех портретов девочек с разными выра­жениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

    Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

    - Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

    Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступ­ками:

    Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

    А эта девочка любит драться, обижать других, она ото­рвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

    А эта девочка добрая - всех жалеет.

    Упражнение «Выручи из беды». Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.

    Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды ого любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сде­лать им что-нибудь приятное.

    Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказ­ку о птицах:

    Сказка о птицах

    Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дуп­ле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...

    Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все пти­цы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки - все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Веко­вечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, ког­да кто-то на других не похож!

    Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле - мудро­му Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»

    Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей по­мощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радос­ти - какая жизнь?!Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицвет­ном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы не­сказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебни­це. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рас­сыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному опе­рению, потому что подарила Радуга: снегирям - красные перышки, горихвосткам да зябликам - оранжевые, щеглам да иволгам - желтые, зеленушкам - зеленые, а зимород­кам - голубые, сойкам - синие, голубям и горлицам -- фи­олетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...

    По окончании сказки волшебник говорит детям: - Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Ра­дость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне из­бавиться от злости. «Если вдруг я буду злиться, то поста­раюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов:

    · станцевать буйный танец;

    · потопать ногами;

    · рассказать о своих переживаниях.

    Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони».

    Старик сажал яблони. Ему сказали:- Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:

    Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

    По окончании рассказа взрослый обращается к детям с воп­росами:

    Как можно назвать поступок старика? (Добрым, добро­желательным, сердечным.)

    Что доброго вы делали другим людям?

    Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Ра­дость, умиление, восторг, счастье и т.п.)

    Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта - это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное».

    С чем можно сравнить добро?

    (С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цвета­ми, мамой.)

    Волшебники обращают внимание на общее настроение груп­пы: оно очень хорошее, радостное - и предлагают повесе­литься вместе.

    Игра « Чунга-чанга»

    Путешественник пристал на своем корабле к острову, где вес радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как ого окружили жители чудесного острова - маленькие чер­нокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были наде­ты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напе­вали:

    Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!..

    Упражнение «Рисуем музыку». Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музы­ку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского). Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знако­мить с новыми друзьями.

    Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завёртывал соломою от зайцев. На четвёртый год, когда сошёл снег, я пошёл смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распукалки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землёю, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню — и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики — и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблони хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то всё дикие.

    Кора у деревьев — те же жилы у человека: чрез жилы кровь ходит по человеку — и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить всё нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива — и дерево будет жить; но если кора пропадёт, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, он умрёт, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.

    Так и берёза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.

    Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.

    Короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, сочинённые им специально для обучения детей чтению, широко применяются в обучающей литературе. Тексты имеют интересное содержание.

    Единственная загвоздка – некоторые слова будут современным детям непонятны. Их надо обязательно объяснить. А ещё лучше -- сидеть рядом, слушать чтение и задавать вопросы по прочитанному, объясняя непонятное.

    Короткие рассказы для детей

    Собака и тень

    Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

    Настина кукла

    Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

    Дети и ёж

    Нашли дети ежа на траве.
    - Бери его, Вася, на руки.
    - Мне колко.
    - Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку.
    Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

    Конь

    Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
    - Дай мне, мой конь.
    - Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
    Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

    Варя и чиж

    У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
    Варя пришла к чижу.
    - «Пора тебе, чиж, петь».
    - «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

    Лев, медведь и лисица

    Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

    Старик и яблони

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

    Две крысы

    Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть, но видят - летит ворона и хочет яйцо взять.
    Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить.
    Нести? - не схватишь; катить? - разбить можно.
    И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её на хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.

    Баба и курица (быль)

    Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.

    Весна

    Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

    Трус

    Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.

    Лев и мышь (Басня)

    Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
    Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

    Волк и старуха

    Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
    - Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
    Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика.
    Вот пришла ночь, он всё ждёт и слышит – старуха опять приговаривает:
    - Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьём его.
    Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а делают другое», - и пошёл прочь от деревни.

    Собака, львица и щенок

    В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.

    Волк и собака

    Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
    - Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
    Собака сказала:
    -- Люди нам дают.
    - Верно вы трудную службу людям служите?
    - Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
    - Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
    - Что ж, иди, - сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
    Волк был рад и пошёл с собакой людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки не шее шерсть стёрта. Он сказал:
    - А что это у тебя, собака? Отчего?
    -- Да так, - сказала собака.
    -- Да что так?
    -- Да так от цепи. Днём я ведь на цепи сижу. Так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
    -- Ну, так прощай, собака, - сказал волк. – Не пойду к людям служить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

    У Розки были щенки во дворе на сене.
    Розка ушла.
    Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
    Розка пришла, не нашла щенка и выла.
    После нашла щенка и выла возле печки.
    Дети сняли щенка и дали Розке.
    И Розка снесла щенка во рту на место.

    Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю.
    - Гляди, Вася, три птички!
    Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.

    Источник "Хрестоматия для маленьких" М. 1987

    Л.Толстой

    Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хоте-лось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

    За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня по-краснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

    Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

    Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

    И все засмеялись, а Ваня заплакал.


    БАБУШКА И ВНУЧКА

    Л.Толстой

    У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

    ГРУШИНА КУКЛА

    Л.Толстой

    У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки. «Спи, Маша! Спи, дочка!

    Бай, баю, бай».

    ВАРЯ И ЧИЖ

    Л.Толстой

    У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

    УМНАЯ ГАЛКА

    Л.Толстой

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

    ГЛУПАЯ ЖУЧКА

    Л.Толстой

    Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

    ВОЛК И БЕЛКА

    Л.Толстой


    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сон-ного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

    Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хо-рошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скуч-но, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и пры-гаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я от-туда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда ска-зала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

    ПРАВДУ СКАЗАЛ

    Л.Толстой

    Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

    КОТЁНОК

    Л.Толстой

    Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашёл! наша кошка... у неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.


    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «На-зад! назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его собаки — увидели котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испуга-лась собак, закричала и побежала прочь от них.

    А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно вре-мя с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс до-мой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.

    СТАРИК И ЯБЛОНИ

    Л.Толстой

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съе-дят, мне спасибо скажут».

    В этой книге для семейного чтения собраны лучшие произведения Льва Николаевича Толстого, которые вот уже более века пользуются любовью и у малышей-дошкольников, и у требовательных подростков.

    Главные герои рассказов - дети, "бедовые", "ловкие", и потому близкие современным мальчишкам и девчонкам. Книга учит любви - к человеку и ко всему, что его окружает: природе, животным, родной земле. Она добра и светла, как всё творчество гениального писателя.

    Художники Надежда Лукина, Ирина и Александр Чукавины.

    Лев Толстой
    Всё самое лучшее для детей

    РАССКАЗЫ

    Филипок

    Был мальчик, звали его Филипп.

    Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

    Куда ты, Филипок, собрался?

    В школу.

    Ты ещё мал, не ходи, - и мать оставила его дома.

    Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.

    Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой - большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

    Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

    Куда ты, пострелёнок, один бежишь?

    Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

    Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: "Что как учитель меня прогонит?" И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится.

    Шла мимо школы баба с ведром и говорит:

    Все учатся, а ты что тут стоишь?

    Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

    Ты что? - закричал он на Филипка.

    Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.

    Да ты кто?

    Филипок молчал.

    Или ты немой?

    Филипок так напугался, что говорить не мог.

    Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.

    А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

    Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

    Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

    Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

    Ну-ка сложи свое имя.

    Филипок сказал:

    Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

    Все засмеялись.

    Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?

    Филипок осмелился и сказал:

    Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

    Учитель засмеялся и сказал:

    Ты погоди хвалиться, а поучись.

    С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

    Спорщики

    Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому её взять.

    Третий шёл мимо и спросил:

    Так зачем вам книга? Вы спорите всё равно, как два плешивых дрались за гребень, а самим чесать нечего было.

    Ленивая дочь

    Мать с дочерью достали бадью воды и хотели несть в избу.

    Дочь сказала:

    Тяжело нести, дай я воды солью немного.

    Мать сказала:

    Сама дома пить будешь, а если сольёшь, надо будет идти в другой раз.

    Дочь сказала:

    Я дома не буду пить, а тут на весь день напьюсь.

    Старый дед и внучек

    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

    Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил:

    Что ты это делаешь, Миша?

    А Миша и говорит:

    Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

    Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

    Косточка

    Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

    Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

    Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

    За обедом отец и говорит:

    А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

    Все сказали:

    Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже.