• Типы личности медицинских работников: эпилептоидный, истероидный. Истероидный тип личности

    Истероидный тип личности

    Основа

    Открытое привлечение внимания к себе, своим внешним проявлениям и переживаниям всеми возможными способами (одобряемыми, неодобряемыми). Громкое, яркое проявление себя, свободное выражение своих переживаний. Беспокойство в ситуации незамеченности, отсутствия зрителей. Характерная фраза: «Почему ты меня игнорируешь, не замечаешь?» (беспокоит). Поиск гипер-обеспеченности не только вниманием, но во всех остальных сферах, например финансовой.

    Дисгармоничные, конфликтные черты

    2.Безбашенность (поведение по типу «блондинка за рулем»)

    3.Алогичность, трудности с логикой, причинно-следственными связями

    4.Повышенная громкость и яркость, при трудности быть тихим, незаметным, когда это необходимо

    5.Хвастовство (а у меня больше, лучше, круче, у вас – нет)

    6.Надменность, «высший свеет»

    7.Импульсивность, поверхностность

    8.Общаясь, с трудом говорят о ком-то/чем-то, кроме себя и своих интересов -> предъявляют себя, а не взаимодействуют.

    10. Относятся к своему телу как к «пластилину», к тому, что можно легко переделать -> частые клиенты пластических хирургов.

    Гармоничные черты

    1. Яркость, привлекательность, очаровательность, умение быть на переднем плане (перед камерой, зрителями), умение подать себя.

    2. Энергичность, легкость на подъем, Сексапильность

    3. Широкий круг общения, общительность, тусовочность

    4. Творческость, одаренность.

    5. Внимательное отношение к внешнему виду, модность, молодость, свежесть.

    6. Легкость в выражении своих переживаний, доверие своим переживаниям.

    7. Вдохновляют, наполняют своими переживаниями (чувствами) окружающих.

    Страхи, Неудовольствие от …

    1. Внешней некрасивости, непривлекательности, старости, дефектной внешности

    2. Сирости, стандартности, обыкновенности во внешних проявлениях, выглядеть как все

    3. Остаться без зрителей, изоляции, безызвестности

    4. Скрытности эмоций, чувств, невыразительности

    Удовольствие от …

    1. Быть в центре внимания (я красив, привлекателен, молод, моден, известен, крут)

    2. Большого количества поклонников, обожателей

    3. Богатства – у меня много денег, я могу все купить

    4. Дорогих игрушек (машин, яхт, дизайнерской одежды, пр.)

    5. Хвастовства своими «игрушками» (а у меня круче)

    6. Я самый-самый (участие в конкурсах красоты и пр.)

    Профессии (комфортные, реализующие)

    1. Средства Массовой Информации (передний план)

    2. Шоу, кино, театр, музыка

    3. Стриптиз, профессиональная сексуальность

    4. Модельный бизнес

    5. Красивые жены богатых Мужей, Альфонсы

    6. Культуризм

    Игры-Роли-Манипуляции

    2. Супер звезда — модель – актриса, сама Известность

    3. Богемность, «ближний круг» самых известных и богатых людей

    Внешний вид

    Яркий, заметный, модный, с выраженной сексуальностью

    Двигательная активность

    Размашистая, яркая, сексапильная

    Развитие личности (направления)

    1. Спокойствие о своей внешности, возможной некрасивости

    2. Развитие способности уходить от привлечения явного внимания в саму роль, деятельность

    3. Способность легко переходить от яркости и заметности, к тишине и незаметности, умения побыть наедине с самим собой, своим внутренним миром, переживаниями (без обязательного выставления их на показ)

    4. Логика, рассудительность, последовательность, видение причинно-следственных связей

    Истероидные личности

    Резкая смена настроения – от оглушительного хохота до визгливого крика из-за любого пустяка, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка!» – говорят за спиной такого человека.

    Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности, неуважения к окружающим, отсутствия культуры поведения или чего-то иного? Ведь истерия – не просто однократное неуместное поведение человека, осознанное игнорирование чужих прав и интересов.

    Это пример сложного и едва уловимого психического расстройства. В современных классификациях истерия представляет собой целую группу психических расстройств: от так называемой акцентуации характера и расстройства личности до соматоформных и диссоциативных расстройств.

    Главной особенностью истероидных личностей, по образному выражению К. Ясперса, является стремление казаться бо?льшим, чем они есть на самом деле.

    Ядром данного характера является эгоцентризм на фоне дисфункционального инфантилизма. Эгоцентризм характеризуется не всегда осознаваемым стремлением обращать на себя внимание.

    Глубокий, талантливый человек, как правило, невольно оказывается в центре внимания, люди сами к нему тянутся в силу значительности личности и высоких творческих достижений. Он же нередко не только не стремится быть в эпицентре, а порой им тяготится; ему часто претит и мешает популярность, связанная с ней шумиха вокруг его персоны. Для таких людей эффективность важнее популярности.

    Популярность – это когда вас все любят, обычно немного и недолго. А эффективность подразумевает ваши качества, способности и навыки. По контрасту с этим легче понять истерического человека, который жаждет быть в центре внимания и при этом не слишком разборчив в средствах и методах его достижения. Главное из них – демонстративность, то есть стремление выставлять себя напоказ.

    Истерические расстройства представляют собой одну из наиболее аморфных и многоликих форм пограничных нервно-психических расстройств. «Нет более спорного понятия, как по содержанию, так и по объему, чем понятие “истерия”», – писал психиатр Эмиль Крепелин в 1913 году.

    Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем 4000 лет. Симптомы данного психического расстройства еще в 1700 году до нашей эры были описаны в папирусе Эберса: судорожные припадки, нервозность, чересчур уязвимое самолюбие, обмороки и способность имитировать практически любое заболевание.

    Концепция истерии началась с древнеегипетской идеи о том, что если матка не закреплена, она будет блуждать по всему телу и останавливаться в определенном месте, вызывая там истерические симптомы.

    Древнегреческие врачи Гален и Гиппократ тоже полагали, что драматические перемены эмоционального состояния таких пациентов и их смутные жалобы на физическое самочувствие вызваны заболеванием, сопровождающимся смещением матки (от греч. hystera – матка).

    Лечение заключалось в процедурах, способствовавших возвращению матки в нормальное положение. Основные методики включали окуривание или смазывание влагалища благовониями либо применение дурно пахнущих ядовитых веществ на «пораженном» участке.

    Предписания Гиппократа часто включали регулярную половую жизнь, брак и рождение ребенка (рекомендации врачей, чаще всего даваемые истеричным пациенткам и сегодня).

    В Средние века истерию воспринимали как одержимость бесами и нередко пытались лечить с помощью экзорцизма. Для этого применяли разные специфические процедуры: от небезызвестных поныне «отчиток», ссылки в монастырь или дом умалишенных до сжигания на кострах в случае дополнительных обвинений в колдовстве и сношениях с дьяволом.

    Намного позднее с назначением, подобным гиппократовскому, столкнулся Зигмунд Фрейд . Среди его первых пациенток была Лиза Пуфендорф, болевшая истерией. Оказалось, из-за того, что муж Лизы был импотентом, она, прожив 18 лет в браке, оставалась девственницей.

    Фрейд спросил у знакомого гинеколога, как помочь больной, и тот цинично ответил: «Единственное средство, которое можно прописать в данном случае, слишком хорошо нам известно, но его нельзя выписать в рецепте. Оно должно выглядеть так: «Penis normalis dosim repetatur!» («Нормальный пенис в повторных дозах!»)».

    Фрейд был шокирован, противился мысли о преимущественно сексуальной природе человека. Однако факты, подтверждающие значение сексуальности, буквально преследовали его, и в итоге он признал влияние либидо на человеческую психику.

    Хотя психоаналитическая теория происходит из объяснения Фрейдом симптомов истерии, его первичный интерес фокусировался на конверсионной истерии (телесных проявлениях истерии – истероидных дугах, псевдопараличах и множестве других вариантов), а не на истерических чертах личности.

    В ранних психодинамических описаниях он уделял особое внимание нерешенным эдиповым конфликтам как первичной причине расстройства. Подавление рассматривается как наиболее характерный тип защиты.

    Основываясь на убеждении, что разрядка подавляемых сексуальных эмоций приведет к излечению, психоаналитическая терапия истерии сначала состояла из суггестивных воздействий и гипноза для отреагирования эмоций и облегчения состояния больной.

    Позже Фрейд модифицировал свой метод, включив в него использование свободной ассоциации, интерпретации сопротивления и переноса. Это должно было облегчить достижение так называемого инсайта (прояснения, просветления), который, как ошибочно полагал отец психоанализа, автоматически вызывает катарсис (очищение, освобождение). Хотя лечение истерии считалось основой психоаналитического метода, было опубликовано крайне мало точно описанных контролируемых исследований.

    Конверсия в психологии означает защитный механизм психики, проявляющийся в тенденции переводить психоэмоциональный стресс в телесные (соматические) реакции и дисфункции. При этом имеются в виду функциональные расстройства чувствительно-двигательной сферы и деятельности внутренних органов, не обнаруживающие органической основы, характеризующиеся необычностью и причудливостью локализации болезненных расстройств.

    Поскольку трансформация происходит неосознанно, пациенты обычно искренне верят в свое тяжелое заболевание. Эта вера создает основу клинической картины, поскольку изнутри задает характер дисфункции, отражающий представления человека о том, как заболевание «должно» себя проявлять.

    Обычно «поражения» соответствуют обывательским представлениям об анатомии и функции органов, а не реальным зонам иннервации и механизмам функционирования. Наиболее характерно такое проявление у личностей истероидного склада.

    Наглядным примером конверсии на уровне симптома является так называемый глобус истерикус (лат. globus hystericus ), когда человека беспокоит ощущение инородного тела (комка) в горле, чувство давления в области шеи, обычно несколько ослабевающее во время еды. Порой одним комом дело не обходиться, и при высокой силе психоэмоционального напряжения телесные симптомы превращаются в выраженное расстройство, вызывающее серьезные нарушения функционирования.

    Одним из примеров такого расстройства является история, произошедшая с Гитлером . 15 октября 1918 года ефрейтор Адольф Гитлер потерял зрение во время газовой атаки противника. Лечение в баварском полевом лазарете в Уде-нарде не дало результата.

    Врачи пришли к выводу, что сетчатка, зрительный нерв и зрительный анализатор не были повреждены, однако, несмотря на здоровый орган зрения и сохранные проводниковые пути с исправным анализатором в затылочной коре, пациент продолжал оставаться слепым. Его переправили в психиатрическое отделение прусского тылового лазарета в Пазевальке.

    Гитлер не мог передвигаться без помощи медицинской сестры. Его глаза были закрыты повязкой. Он полагал, что ослеп до конца своих дней, и был поглощен постигшей его бедой. В лазарет поступил раздавленный несчастьем инвалид, которому довелось попасть в руки пытливого врача – Эдмунда Форстера, немецкого психиатра, впоследствии ставшего профессором.

    Адольф Гитлер не подозревал, что через месяц выйдет из лазарета другим человеком, и не только зрячим. Как неуверенный в себе ефрейтор, которого однополчане считали малопримечательным, во всех характеристиках проходивший как «слабо инициативный и ведомый», вдруг стал ярким оратором, гипнотически действовавшим на толпу, политическим лидером и в 1934 году фюрером, вождем нации?

    Британский историк и писатель Дэвид Льюис в своей книге «Человек, который создал Гитлера» утверждает, что на самом деле будущего фюрера пришлось лечить не от физической слепоты, а от нарушения психики, заключавшегося в конверсионном нарушении зрения. Побочным эффектом от необычного лечения, предложенного доктором Форстером, по мнению Льюиса, стала трансформация личности Адольфа Гитлера и его психическая инициация.

    Немецким психиатрам были хорошо знакомы симптомы истерии. Во время Первой мировой войны она косила ряды немецких солдат, попадавших в психиатрические клиники из обычных госпиталей с псевдопараличами, псевдослепотой, псевдоглухотой, астазией и абазией (потерей способности ходить и стоять без поражений головного мозга), другими вариантами конверсии.

    Правительство поставило задачу как можно быстрее возвращать в строй «симулянтов поневоле». Технология их скорейшего излечения в прямом и переносном смысле ковалась энтузиастами врачебного дела на прибывающих фронтовиках.

    В чем суть технологии и эффективного налаживания коммуникации с истероидным клиентом? Сегодня мы, скорее всего, назвали бы этот метод эриксоновским гипнозом. Хотя самому Милтону Хайленду Эриксону на тот момент было чуть меньше семнадцати лет, и на следующий год ему предстояло перенести полиомиелит, со временем приковавший ученого к инвалидному креслу.

    Свой вариант гипноза, получивший впоследствии его имя, Эриксон создал лишь 20 лет спустя. Однако техники подстройки, раппорта, наведения транса и метафор Эдмунд Форстер использовал гораздо раньше.

    Благодаря богатому опыту общения с такими пациентами он прекрасно знал их особенности, «открытые места» и ведущие мотивы. Свой «танец удава» честолюбивый психиатр начал с надежного выстрела: пригласил прямо к себе в кабинет немощного ефрейтора и огорошил словами, что якобы сразу выделил его как весьма необычную и многозначительную личность.

    «Случившееся с вами – не обычная слепота, – продолжал Форстер, присматриваясь к малейшим невербальным реакциям Гитлера. – Это знак свыше!»

    И амбициозный Адольф, в детстве часами рассматривавший религиозную символику в церкви, а за секунды до этого разговора веривший в свое предназначение менее всего за всю сознательную жизнь, пересохшими губами переспросил, что уважаемый доктор имеет в виду? И доктор объяснил, что раз у высших сил, пославших воину такой знак, есть на него реальные виды, лечение обречено на успех. «Приходите ко мне завтра, и мы раскроем ваши глаза», – пообещал психотерапевт-экспериментатор.

    На следующий день Эдмунд Форстер вновь издалека начал беседу с несколько возбужденным Адольфом Гитлером. На столе, за которым восседал психиатр, стояли две горящие свечи, по понятным причинам недоступные взору собеседника. Доктор снова мягко прошелся по всем ключевым фибрам личности ефрейтора, целеустремленно готовя его к апофеозу гипнотической суггестии.

    «Небеса, – продолжая вчерашнюю тему, задушевным голосом вещал Форстер, – могут дать настоящий сигнал прямо здесь. Если вам суждено повлиять на судьбы множества людей на этой планете, ваши глаза обязательно откроются именно сейчас».

    С учетом специфики личности Гитлера, на такое соблазнительное предложение его неосознанная сфера психики просто не могла не отреагировать. «И тогда вы увидите мой силуэт и белый халат», – уже вовсю используя свой натренированный голос, вещал Форстер, облекая в его тягучие формы ловушек внушения.

    О, чудо! Гитлер впервые со времени ранения в бою заметил смутные разводы в глазах, а потом обнаружил, что способен различить контуры собеседника и белое пятно его халата. «Сколько свечей вы видите на моем столе?» – задал контрольный вопрос психиатр. Чуть помедлив и дав глазам привыкнуть к рези вновь вспыхнувшего света спустя долгие недели тьмы, Адольф прошептал: «Две».

    Следующие дни, быстро идя на поправку и восстанавливая зрение, Гитлер предавался глубоким раздумьям. Выводы, к которым он тогда пришел, вместе с ним канули в Лету, но их последствия узнал весь мир.

    Этот сеанс гипноза и краткосрочная терапия дорого обошлись человечеству и, в том числе, самому врачу, когда его подопечный пришел к власти. Теперь в роли кролика выступал гипнотизер.

    Когда в 1933 году Форстер попытался опубликовать информацию о ходе лечения своего пациента, к тому моменту ставшего канцлером Германии, ему начали угрожать. В понедельник 11 сентября 1933 года, в 8 часов утра (наиболее суицидоопасное время – утро понедельника) доктор был найден своей супругой мертвым в ванной.

    Эдмунда Форстера застрелили с близкого расстояния, рядом с ним лежал пистолет, о котором в семье никто ничего не знал. Возникло подозрение, что это не суицид, а ликвидация слишком хорошо осведомленного врача.

    Ушел Форстер из жизни сам, опасаясь грядущей расплаты, или ему помогли профессионалы, устранявшие личных врагов фюрера, доподлинно не известно. Но очевидно, что финал его жизни был тесно связан с роковой терапией.

    Несмотря на то что психоаналитические теории истерической личности были более известны, чем любая другая концепция, они не оказали сильного влияния на официальные классификации .

    Долгие годы типовым являлось выделение в американской Классификации психических болезней 1968 года (DSM-II) так называемого истерического невроза (включая конверсионную реакцию и диссоциативную реакцию) и истерической личности.

    Термин «истерия» использовался для обозначения таких разнородных явлений, как временная потеря контроля вследствие сильного стресса, конверсионное расстройство, синдром Брике, расстройство личности и черта личности.

    Чаще всего он использовался для описания легковозбудимых пациенток, которые с трудом поддавались лечению. К. Шнайдер предлагал называть людей данного типа «требующими признания».

    Стремясь уменьшить путаницу (и возможные сексистские коннотации) относительно использования термина «истерия», Американская психиатрическая ассоциация не включила данный термин в классификацию третьего пересмотра (DSM-III) 1980 года. Вместо этого обозначили отдельные категории соматизации, конверсионного расстройства, ипохондрии, диссоциативного и истерического расстройства личности (ИРЛ).

    В последней, 10-й попытке пересмотра Международной классификации болезней также обозначены отдельные категории диссоциативных (конверсионных) расстройств, соматоформных расстройств и истерического расстройства личности.

    Согласно ей человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и желанием привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других.

    Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, находясь в центре внимания.

    Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной. Они склонны к общим высказываниям, имеют импрессивный стиль речи и поведения; чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, так и положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками.

    Их речь часто энергична, эмоционально насыщенна, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Истерики склонны делать всеобъемлющие заявления типа: «Это всегда случается именно со мной!» Часто говорят о своих симптомах, мыслях и действиях так, будто это внешние объекты, навязанные им помимо их воли.

    Эмоции интенсивно выражены, но воспринимаются преувеличенными или неубедительными, словно пациент играет роль. В одежде таких людей преобладает провокационный стиль, яркие или необычные цветовые гаммы. Они злоупотребляют косметикой, парфюмерией и окраской волос.

    Их межличностные отношения нарушены, из-за чего здоровые окружающие люди часто воспринимают их как ограниченных, неискренних, прихотливых и чрезмерно зависимых. Именно из-за зависимости от внимания других личности с истерией склонны к тревоге расставания, могут идти на разные уловки и манипуляции, едва почувствовав угрозу.

    В 1984 году американские исследователи К. Стандидж, К. Билсбери, С. Джейн и Д. Смит обнаружили, что у женщин с диагнозом «истерия» нарушена способность чувствовать и оценивать собственное поведение так, как оно воспринимается и оценивается другими в той же самой культуре. Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм.

    Истерию чаще всего диагностируют у женщин. Когда такое происходит с мужчинами, часто шаблонно кивают на гомосексуальность. Однако эта поло-ролевая специфика в большей мере является следствием наших социальных ожиданий, нежели истинных различий.

    Истерию более адекватно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к ней не только крайне выраженную женственность, но и такую же мужественность, как, например, образ «мачо», который ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, а у женщин истерия в наше время часто прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

    Одна из основных идей пациента с истерией: «Я неадекватен и не способен жить самостоятельно». Такое допущение и ложная мыслительная схема характерны и для других расстройств личности.

    Истерик отличается от других тем, как пытается справляться с проблемой. Например, депрессивные люди с таким убеждением будут фиксировать свое внимание на негативных аспектах собственной личности, чувствуя себя никчемными и безнадежными. Истероидные же личности придерживаются более прагматичного подхода, ничего не оставляя на волю случая.

    Они приходят к выводу, что поскольку не способны заботиться о себе, должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все должны их любить, приводит к сильному страху быть отверженными.

    Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования, терпения.

    Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы.

    Со времен Э. Кречмера представления о демонстративности (невольной наигранности, эпитимности) поведения рассматриваются в свете учения об истерии. Женская истероидность – преимущественно экстравертирована и болезненно адресована внешнему миру, окружающим свидетелям. Мужская истероидность чаще интровертирована и обращена на самого себя: «Без вас обойдусь!» (укрытие в демонстративной пассивности). Или характеризуется внутренней бравадой: «Я вас всех!..» (выход в представление о своей активности). Это уже героизирующая истероидность.

    Стремление нравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что используют ее неэффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида реальную цель, начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих: путь от идеи понравиться до привычки демонстрировать себя.

    Истероиды считают себя личностями общительными, дружелюбными и приятными. Они действительно легко сходятся с людьми, умеют прекрасно подстраиваться и находить общий язык на первых порах. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но затем большинству собеседников становится заметно, что действия истероидных личностей картинны, эмоции яркие и преувеличенные, но поверхностные.

    Когда окружающие обнаруживают их негативные черты, они легко разрывают связи и уходят искать новые. А тех, от кого ушли, обвиняют в непонимании, несоответствии и в том, что это были «неподходящие» или даже неадекватные люди. Обаяние постепенно теряется, истериков начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке.

    В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к хитростям, часто используют манипуляции. В ход могут идти слезы, обмороки, падения, различные болезни, скандалы, интриги, ложь, хвастовство, наряды, необычные увлечения и т. п. А если более тонкие методы терпят неудачу, прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства.

    Характерный стиль мышления истероида ведет к нескольким внутренним психологическим искажениям, которые выделил Аарон Бек. Поскольку эти люди довольно впечатлительны, не склонны к размышлениям и анализу, они подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению, реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или позитивные выводы.

    В силу того, что эти личности уделяют недостаточное внимание деталям и логике, они также склонны к чрезмерному обобщению. Из-за обеспокоенности внешними событиями люди данного типа привыкают ценить внешние события больше, чем свои внутренние переживания. Это приводит к избеганию самопознания, что является серьезной помехой для адекватного восприятия себя и качественного взаимодействия с окружающими. Что, в свою очередь, влечет разные проблемы в общении, как для их собеседников, так и для них самих.

    В отечественной врачебной среде бытуют выражения (тропы), выделяющие в качестве неформального, негласного и паранаучного деления хомо истерикус на два типа: «истероза мимоза» и «истероза стервоза».

    «Мимоза» представляется слабой и беспомощной, тонкой и ранимой, подчиняющейся и отдающейся, а «стервоза» – сильной и властной, агрессивной и коварной, соблазняющей и наказывающей. «Мимоза» соблазняет желанием защищать, «стервоза» – желанием добиться. В целом это феноменологически точное, хотя и не совсем корректное обозначение подгрупп.

    Два главных урока, которые можно усвоить как мастер-класс от «истерозы мимозы». Первый: если ничего не знаешь о своем партнере, будь молчалив и любезен, дай ему возможность говорить и создай «экран для проекций». Второй: если оппонент сильнее тебя или обладает большими ресурсами любого порядка, помоги ему поверить в глобальное превосходство над тобой и твою беспомощность. В результате этих двух действий истерик сам расскажет обо всех своих слабостях и уязвимостях, с доверием отдаст в пользование все ключи доступа.

    Сегодня понятие «стерва» стало чуть ли не синонимом женской успешности и ассертивного (уверенного) поведения. «Хотите стать такой же – уверенной, сильной, самодостаточной? Сегодня мы даем уроки Настоящей Стервы!» – пестрят заголовки сайтов и рекламных объявлений.

    Десятки популярных книг, сотни семинаров, тренингов и советчиц, «как стать настоящей стервой», управлять «мужиками и миром» несколько перевернули обычную трактовку этого термина и понятия.

    В переносном смысле стерва традиционно воспринимается как скандальная, сварливая и своенравная женщина. Но буквально, по словарю Даля, стерва – это труп околевшего животного, падаль, мертвечина. Что весьма символично и даже метафорично, поскольку, вольно или нет, отражает неживую, искусственную игру в сильную личность глубоко неуверенного в себе человека, огромными усилиями пытающегося создать привлекательный виртуальный образ.

    Сейчас в нашем социуме в качестве «стервы» пытаются позиционировать сильную, самодостаточную, умную, красивую и любящую себя женщину, искусного манипулятора и мастерицу соблазна. Особенностям и преимуществам «стерв» приписывают сочетание безупречной женской внешности с холодным расчетливым умом и мужским логичным, циничным взглядом на мир и отношением к людям.

    Она точно знает, чего хочет, и как ей этого добиться. У нее есть четкий план и нужен мужчина, который в него идеально впишется, поможет его реализовать. Таким женщинам есть что показать, и они этим умело пользуются, превращая каждый свой шаг в перформанс и акт соблазнения.

    В качестве инструмента для управления отношениями стерва обычно использует свою внешнюю сексуальность и инициативу. Однако истерики становятся заложниками старательно и собственными руками создаваемого имиджа успешности и независимости: несвойственная роль на длинной дистанции для них слишком тяжела. По ходу формирования реальных отношений удерживать имидж становится все труднее – прямо пропорционально их плотности и длительности.

    Из книги Манипулирование личностью автора Грачев Георгий

    ЧАСТЬ II. КОМПЛЕКСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Глава 1 Психологические операции как комплексные организационные технологии тайного принуждения личности 1.1. Активизация и основные сферы использования комплексных организационных

    Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

    Личности Чем отличается личность от серой массы? Прежде всего, нонконформизмом. Но там есть баланс. Серая масса - это масса конформистов, т.е. людей, которые со всем соглашаются и всех слушают, и если их не тряхнёт, они из колеи не выберутся. Но и жёсткие нонконформисты тоже

    Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

    Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

    Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

    Направленность личности. субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как

    Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

    52. Тип личности В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента:1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;2) сильный, уравновешенный, малоподвижный – флегматик;3) сильный, неуравновешенный – холерик;4) слабый, неуравновешенный – меланхолик.

    Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

    ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

    Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

    ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Миф личности Очень важный момент – это миф вашей личности.Вы знаете, что вы лучше всех, но почему? Да, у вас трудности, но и у других – трудности. Ваша жизнь полна опасностей, но у и других, может быть, опасностей не меньше. Вы живете по регламенту, но и многие другие тоже

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

    2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество

    Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

    19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

    Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

    33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

    Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

    Истероидные личности Резкая смена настроения - от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка» - говорят за спиной такого человека. Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности,

    Из книги автора

    § 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

    Из книги автора

    5 Личности не любят - личности чего-то хотят Когда маски сброшены, люди часто чувствуют обиду и разочарование, - но многие пары выдерживают такое испытание, не распадаются. Партнеры все еще чего-то хотят друг от друга и думают, что могут получить желаемое. Многие

    Существует очень распространенное мнение, что истероидный тип личности присущ только женской половине. Связь с этим исходит от дословного перевода термина «истерия». Если переводить слово «истерия» с греческого, то получится слово «матка». В древности считалось, что матка является блуждающим органом внутри женского тела, именно он вызывает истерику: неожиданный громкий смех, стервозное поведение, несдерживаемые слезы.

    Но данная теория перестала существовать после заявления З. Фрейда, который в одном из чистосердечных признаний вынужден был признаться в том, что в его характере присутствует черты истероидного типа.

    Главная черта истероидного типа личности

    Главной чертой истероидного типа личности является эгоцентризм. То есть нескончаемая жажда внимания к собственной персоне, желание вызывать сочувствие, переживания и восхищение. Истероидный тип личности замечается у людей, которые любыми методами стараются привлечь внимание к себе: зависть, вызывающее поведение, негодование.

    Человеку данного типа личности присуще театральная наигранность эмоций, впечатлений, переживаний. При этом настоящие глубокие чувства отсутствуют, на их месте находятся лишь «декорации».

    Внешность людей истероидного типа

    Внешность эгоцентристов, как правило, очень привлекательная, яркая, притягивающая множество взглядов. Люди истероидного типа обладают живой, свободной, смелой речью. В поведении они ведут себя открыто и бойко.

    Данные приметы начинают проявляться с самого раннего детства. Большинство из них становятся «звездами» своего класса, группы. Выступая и участвуя во всех мероприятиях, становятся любимчиками руководителей и зрителей. Чаще всего внешний вид – почти самое главное. С малого возраста начинают следить за опрятностью одежды, волос, обуви.

    Основные проблемы истероидных личностей

    Поскольку истероидный тип личности человека предусматривает излишнюю эмоциональность, главной проблемой является очень острая реакция на любое происшествие как позитивное, так и негативное. Но только, если это происшествие касается своей личности. К проблемам других чаще всего равнодушны.

    Как только на пути встречаются реальные трудности, проблемы, истероидные личности очень быстро теряют к нему интерес, если не подогревать и не стимулировать их внимание. То же касается и монотонной рутины. При невозможности избегания подобных ситуаций такие люди могут заболеть. Данный факт объясняется защитной реакцией организма на стресс и перенапряжение.

    Другой проблемой, не менее важной, являются взаимоотношения в социальном обществе. Излишняя демонстративность, яркость, соперничество, желание быть в центре внимания могут вылиться в прямой конфликт.

    Суицидальные наклонности «истероидов»

    Суицидальные наклонности чаще проявляются в подростковом периоде. В тот период, когда истероидные черты ярче начинают выражаться в образе личности. В это время жертва старается привлечь внимание к себе путем попыток самоубийства: порезы вен, употребление таблеток из аптечки. Но по-настоящему умереть они не готовы. Им в этот момент нужна поддержка после пережитого стресса: неудачная любовь, избежание наказания или какой-либо ситуации.

    Перейти через черту собственной безопасности истероид может только в состоянии аффекта, вызванного понижением чувства собственного достоинства, унижением со стороны окружающих, утратой авторитета и уважения в своих кругах.

    Увлечения истероидных личностей

    Наиболее часто увлечения истероидных личностей связаны с деятельностью, направленной на получение внимания окружающих. Это может быть киноискусство, танцы, вокальные направления.

    Как правило, самыми успешными истероидами являются киноактеры, танцоры и танцовщицы, художники. Желание быть на виду, быть в центре внимания, получать одобрительные и восхищенные взгляды и пожелания заставляет очень упорно трудиться и работать в своем направлении, отдаваясь искусству полностью.

    Особенности обстановки жилья истероидного человека

    Также как во внешности истероиды ведут себя точно также и в обстановке жилья, рабочего места. Обстановка должна соответствовать личности: яркие цвета, оригинальность, иногда принадлежность к определенной субкультуре. Наиболее важным предметом в обстановке являются фотографии в самом видном месте с изображением самого себя.

    Не спрятаны в шкафы, не валяются на полке и под кроватью и различные личные награды: грамоты, кубки, призы. Интерьер истероида сразу же дает полное представление о личности и характере владельца комнаты или другого помещения. В их гардеробе всегда есть множество разнообразной одежды, обуви. Коллекция ее постоянно пополняется новыми яркими вещичками.

    Особенности жестов и мимики

    Истероидного человека легко узнать по жестикуляции и мимике. Все движения и жесты наполнены театральными признаками, манерностью и аристократичностью. Истероиды никогда, ни в коем случае не будут показывать себя в свете, не подчеркивающем их индивидуальность и высокую натуру. Мимика на лице очень часто высокомерная и недоуменная. Им не составляет труда менять маски в зависимости от определенной ситуации.

    Заключение

    Если человек уделяет время на свою внешность, то смело можно сказать о наличии в его характере истероидности. Соотношение же истероидности к другим типа личности определяется затрачиваемым временем на внешность, уход за ней, а также тратами на ее обеспечение.

    При взаимодействии с истероидами важно подыгрывать им, делая комплименты, завышающие их представление о себе. Тогда вам будет обеспечено положительное отношение с его стороны. Следует помнить, что в каждом человеке совмещается по 3-4 типа личности. И истероидный может проявляться, как доминантный. Или наоборот. Поэтому не стоит делать поспешных выводов, а нужно получше узнать об их личности. Тогда, сделав выводы о типе личности, о его особенностях, можно легко наладить с человеком контакт.

    Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

    Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также особенности развития, связанные с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос; как и кто его воспитывал; в какой школе он учился; кто он по профессии и какое у него окружение. Люди отличаются друг от друга независимо от того, как такое отличие возникает. Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

    1. Истероидные личности

    Резкая смена настроения - от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истерик» или «истеричка» - говорят за спиной такого человека. Однако истерия - это не однократное неуместное поведение человека, игнорирование чужих прав и интересов. Она - пример сложного психического расстройства.

    Человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и стремлением привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других. Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, когда находятся в центре внимания. Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной, они склонны к общим высказываниям и имеют импрессивный стиль речи и поведения. Они чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, таки положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками. Их речь часто энергична, эмоционально насыщена, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Из-за зависимости от внимания окружающих личности с истерией особенно склонны к тревоге расставания и могут идти на различные уловки и манипуляции, едва почувствовав его угрозу.

    Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм. Истерию можно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к нему не только крайне выраженную женственность, но и крайне выраженную мужественность - например, образ ярко выраженного «мачо», который демонстративен, ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, у женщин истерия прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

    Одна из основных идей человека с истерией такова: «Я неадекватен и неспособен жить самостоятельно». Истероидные личности приходят к выводу, что поскольку они неспособны заботиться о себе, то должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, для того чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все окружающие должны любить их, приводит к сильному страху отвержения.

    Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования и терпения. Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы. Стремление понравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что на самом деле используют ее далеко не эффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида свою реальную цель и начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих.

    Истероиды считают себя людьми общительными, дружелюбными и приятными. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но постепенно обаяние теряется, и таких начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке. В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к различным хитростям, часто используют манипуляции. Если более тонкие методы терпят неудачу, они прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства. Они особенно подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению. Они реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или крайне позитивные выводы.

    2. Педантические личности

    Так называемые педантические личности были в свое время блестяще описаны немецким психиатром Карлом Леонгардом в его известной книге «Акцентуированные личности». Эту категорию отличают:

    • чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
    • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
    • перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;
    • чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
    • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;
    • ригидность (неготовность к изменениям) и упрямство;
    • необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие все делали в точности, как и он сам; неблагоразумное нежелание позволять другим людям что-либо выполнять;
    • появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

    Подобные люди часто вязнут в деталях, затрудняясь выделить главное или принимая за главное почти все. Излишняя тщательность выполнения различных по важности и значимости дел заставляет такие личности всегда находить себе много работы. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то педанты тянут с решением, даже когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.

    Вообще такие лица очень серьезно страдают под бременем ответственности: невозможность все выполнить так, как требует их добросовестность, делает их несчастными. Вследствие этого они могут не только не стремиться к повышению по службе, но иногда даже отказываться, когда им предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность. Педант часто добровольно работает сверхурочно, чтобы наверстать потерянное время.

    Ключевые слова и ведущие мотивы для обсессивно-компульсивных личностей: «контроль» и «должен». В рамках этих идей структурируется вся их жизнь и поведение. Они воспринимают большинство других людей как слишком легкомысленных, нередко безответственных, потакающих своим желаниям или как некомпетентных, неопытных. Поэтому под огнем их критики многие чувствуют себя некомфортно в общении.

    В попытке потворствовать собственным слабостям педанты щедро применяют слово «должен» к другим. Они упрекают многих из своего окружения за недостаточное соблюдение правил, норм и обязательств, навязчиво требуют соблюдения массы условностей и нередко избыточных действий. Из-за своих перфекционистских стандартов эти люди особенно склонны к долгим сожалениям, разочарованию и наказанию себя и других. Наиболее частой их эмоциональной реакцией, особенно в случае ожидания несоответствующего стандартам выполнения работы, является тревога. Когда же случается серьезная «неудача», у них может развиться выраженная депрессия.

    В целом можно сказать, что поведение педантической личности обычно не выходит за пределы разумного. В этих случаях окружающие часто выигрывают - сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. На производстве хорошо знают работника с этой стороны: на него можно положиться, ему всегда и охотно доверяют работу, при выполнении которой необходима большая точность, тщательность или аккуратность. Позитивное начало педантической личности проявляется и в том, что такой человек любит свое производство, хорошо осознает обязательства по отношению к нему и не меняет место работы без веских оснований. Нередко такие люди много лет, а иногда и всю жизнь, работают на одном и том же предприятии. Педанты в большинстве случаев верны традициям, правилам, семье.

    3. Возбудимые личности

    Личности, обладающие такими чертами характера, обычно отличаются недостаточной управляемостью. Это выражается в том, что типичными для образа жизни и поведения возбудимого человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а импульсивные влечения, инстинкты, трудно контролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, обычно не принимается во внимание, направляют такого человека его текущие желания, идеи и интересы. Само понятие влечения можно свести у возбудимых личностей, главным образом, к стремлению разрядки в большей мере физического плана, чем психологического свойства.

    Реакции возбудимых личностей очень импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. В мимике и словах они дают волю раздраженности, жестко или со злостью заявляют о своих требованиях, а иногда со скандалом удаляются. В результате такие личности по самому незначительному поводу вступают в ссору с начальством и сотрудниками, грубят; они агрессивны. Причины недовольства могут оказаться самыми разными: то им не нравится, как с ними обращаются, то зарплата мала, то рабочий процесс их не устраивает.

    По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как такие люди не склонны обмениваться мнениями. Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям. Возбудимые личности могут быть совершенно неразборчивы в еде и неумеренны в ее количестве, полностью поддаваясь своему текущему желанию. Многие из них становятся хроническими алкоголиками.

    Признаки возбудимой личности могут несколько сглаживаться наличием природного ума, однако оно не снимает движущую силу инстинкта. Особенно это заметно у возбудимых детей. Ни в одном из случаев акцентуации воспитательное воздействие не является столь труднодостижимым. Впрочем, по мере созревания личности наблюдается некоторое улучшение ситуации. При различных возбуждениях и соблазнах повседневной жизни у этих людей оказывается достаточно самоконтроля, чтобы удержаться от безрассудства.

    4. Избегающие личности

    Люди с избегающим расстройством личности хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Поэтому они избегают общения или активного участия в чем-либо. Они воспринимают себя как социально неприспособленных и некомпетентных. Других же людей они воспринимают обычно как весьма критически настроенных, незаинтересованных и унижающих.

    Люди с этим расстройством часто имеют такие внутренние твердые убеждения: «Я плохой, никчемный, непривлекательный». Эти убеждения питают следующие суждения: «Если люди приблизятся ко мне, они обнаружат «настоящего меня» и отвергнут, что будет невыносимо и ужасно». Или: «Если я предприму что-либо новое, но у меня не получится, это будет катастрофой».

    Следующий уровень, который определяет их поведение, состоит из внутренних незаметных инструкций самому себе, таких как «Лучше не участвовать в рискованных делах», «Я должен любой ценой избегать неприятных ситуаций», «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом, отвлекшись или приняв дозу чего-то, что меня успокоит или отвлечет».

    Главной угрозой им представляется то, что люди будут считать их обманщиками, некомпетентными или ничтожествами; их осудят, унизят или отвергнут. Они стараются избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. Так, они склонны держаться особняком в социальных группах и не привлекать к себе внимание. На работе они избегают новых обязанностей и продвижения по службе из-за опасения неудачи и последующих репрессий со стороны других.

    Основная и типичная эмоция избегающих личностей - дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль - отсутствие близких отношений и успехов.

    Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения.Их низкая терпимость к своим переживаниям наряду с повышенной чувствительностью к неудаче и отвержению влияет на все их действия и определяет их характер. Избегающие личности просто понижают свою планку и избегают любой активности и деятельности, которые связаны с риском неудачи или отвержения.

    5. Зависимые личности

    Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья.

    Они чувствуют себя остро нуждающимися в поддержке и опоре, слабыми, беспомощными и некомпетентными. Такие личности идеализируют образ сильного опекуна, воспринимая его как заботливого, благосклонного и компетентного во всем. В отличие от избегающей личности, которая остается свободной от сложных отношений и не получает социальной поддержки, зависимая личность может действовать довольно успешно, пока рядом находится сильный человек. Зависимые личности полагают: «Я нуждаюсь в других сильных людях, чтобы выжить. Без "защитника" я пропаду». Они уверены, что их счастье зависит от наличия такого человека. Они полагают, что нуждаются в устойчивом и непрерывном потоке поддержки и поощрения. От зависимых женщин, к примеру, часто можно услышать: «Я не могу жить без мужчины» или «Я не могу быть счастлива, если меня не любят».

    Поведением такого человека руководят внутренне неосознаваемые инструкции типа: «Не обижай своего защитника», «Держись к нему ближе», «Поддерживай как можно более близкие отношения», «Будь зависимым, чтобы привязать его или ее». Главная угроза или травма связана с отвержением или отказом.

    Основная стратегия зависимых личностей состоит в том, чтобы культивировать зависимые отношения. Они часто будут делать это, подчиняясь сильному человеку и пытаясь успокоить этого человека или угодить ему. Их ведущей эмоцией является тревога - беспокойство по поводу возможного разрыва зависимых отношений. Они периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в депрессию. С другой стороны, они испытывают радость или эйфорию, когда их зависимые желания удовлетворены.

    6. Параноидные личности

    Ключевое слово для параноидного расстройства личности - «недоверие». Параноидная личность занимает эту позицию в большинстве ситуаций в жизни, включая даже наиболее благоприятные и безопасные.

    Параноидные личности полагают, что они добродетельны и с ними незаслуженно плохо обращаются. По сути, они воспринимают других людей как заблуждающихся, нечестных, вероломных и скрыто манипулирующих. Полагая, что окружающие хотят вмешиваться в их дела и критиковать их, параноики относятся к ним пристрастно и делают все это скрытно и под маской невинности.

    Скрытые внутренние убеждения параноидных личностей состоят из представлений типа: «Я уязвим для других людей», «Людям нельзя доверять», «Их мотивы подозрительны», «Они замышляют недоброе», «Они обманщики», «Они что-то скрывают и настроены против меня», «Они собираются навредить мне или унизить меня». Их поведение определяется идеями типа: «Если я не буду осторожен, люди будут управлять, злоупотреблять или пользоваться мною», «Если люди настроены дружелюбно, они пытаются использовать меня», «Если люди ведут себя сдержанно, это доказывает, что они недружелюбны и скрывают что-то». Инструкции параноидной личности самому себе: «Будь начеку», «Не доверяй никому», «Ищи скрытые мотивы».

    Главные страхи связаны с тем, что ими тайно манипулируют, их контролируют, унижают или относятся к ним пристрастно. Считая, что другие люди настроены против них, параноидные личности вынуждены всегда оставаться начеку. Они осторожны, подозрительны и все время ищут признаки «коварных планов» своих противников. Время от времени они могут обвинять этих противников в причинении вреда и, следовательно, вызывать некоторую враждебность к себе со стороны окружающих, что лишь подкрепляет болезненные убеждения.

    Их ведущая эмоция - гнев по поводу предполагаемых бесчинств и козней, направленных против них. Но некоторые параноидные личности дополнительно могут также испытывать постоянную тревогу и по поводу воспринимаемых угроз.

    7. Антисоциальные личности

    Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы. Проявление этого поведения может варьироваться - от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямой агрессии.

    Люди с таким расстройством считают себя одинокими, независимыми и сильными. Некоторые из них полагают, что общество и отдельные его представители злоупотребляют ими или обращаются с ними жестоко. Они считают себя притесняемыми и оправдывают этим притеснение окружающих со своей стороны.

    Другие могут принимать на себя роль хищника в «жестоком» мире, где нарушение правил общества является нормальным и даже желательным. Они воспринимают окружающих людей либо как эксплуататоров (и поэтому «заслуживающих» эксплуатации), либо как слабых и уязвимых (и поэтому «заслуживающих» роли жертвы).

    Убеждения людей с антисоциальным расстройством личности носят эгоцентрический характер и в сути своей таковы: «Я должен быть начеку», «Я должен быть агрессором, иначе я буду жертвой». «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, эксплуатировать их, даже нападать на них), я никогда не получу то, что заслуживаю», «Ты заслуживаешь всего, чего хочешь», «Возьми это, ты это заслуживаешь».

    Такой человек считает, что он вправе нарушать правила, которые, по его мнению, произвольны и предназначены для защиты имущих от неимущих. Эти взгляды отличаются от представлений людей с нарциссическим расстройством личности, считающих себя настолько особенными, уникальными, что они стоят выше правил - привилегия, которую все должны признавать и уважать.

    Единственное открытое проявление эмоций у таких личностей - гнев по поводу того, что окружающие люди имеют что-то такое, чего у них нет, но чего они, по их мнению, заслуживают гораздо больше.

    8. Нарциссическое расстройство личности

    Ключевое поведение для такого типа личностей - возвеличивание себя. Нарциссические личности искренне воспринимают себя как особенных и уникальных. Такое отношение к себе возникает у нарциссической личности без каких-либо биологических, социальных или родовых предпосылок. Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей и общепринятых правил. Себя они рассматривают как лучших представителей рода людского, которые имеют право на особое расположение и благосклонное обхождение.

    Всех прочих людей нарциссы считают хуже себя, но иначе, чем антисоциальные личности. Нарциссы расценивают других людей как своих подчиненных или почитателей. В то же время им приходится становиться зависимыми от окружающих, поскольку они ожидают и даже ищут их восхищения. Последнее им жизненно необходимо для подтверждения собственного величия и сохранения своего имиджа.

    Ведущие нарциссические убеждения таковы: «Так как я особенный, я заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Я выше других и выше правил. Остальные должны признавать это», «Если люди не признают моего особого положения, они должны быть наказаны», «Всегда стремись настаивать на своем превосходстве или демонстрировать его».

    Главные стратегии нарциссов состоят в том, чтобы делать все возможное для укрепления своего более высокого положения и расширения своего влияния. Они склонны соперничать с теми, кто претендует на такое же высокое положение. Они также весьма часто прибегают к манипуляционным стратегиям, чтобы достичь своих целей. В отличие от антисоциальной личности у них отсутствует циничное отношение к правилам поведения: они просто считают себя свободными от них. Они рассматривают себя как часть общества, но всегда относят себя к высшему слою.

    Их самая частая эмоция - раздражение или гнев, возникающие, когда другие люди не проявляют восхищения ими или уважения к ним, либо когда люди спорят с ними или перечат им. Если их стратегиям препятствуют, нарциссы склонны впадать в депрессию.

    Как взаимодействовать с «непростыми» людьми

    Предлагайте сотрудничество. Люди редко меняются. Вы не можете изменить их внутреннюю сущность. Если вы примете этот постулат, ваша эффективность повысится. Опираясь на сотрудничество, вы можете помочь им изменить поведение. Если вы пытаетесь изменить людей, вы провоцируете обиду и раздражение у обеих сторон, когда ваши усилия не срабатывают. Если же вы принимаете человека и работаете с ним, ваш собеседник начинает чувствовать, что его понимают и уважают. Это первый и самый важный шаг к сотрудничеству.

    Развивайте свои навыки. Возможно, такой человек счастлив оттого, что он «сложен», поскольку собственное поведение его устраивает. Поэтому вам надо вооружиться необходимыми навыками. Первый из них - это решительность: обращение с другими людьми как с равными себе, а также признание своего права на обращение как с равным со стороны других. Простой способ стать решительным - искренне выражать свои чувства, быть честными и стоять на своем. Такое поведение, конечно, не разрешит любую сложную ситуацию незамедлительно. Однако оно будет иметь два ключевых последствия: сократит количество возникающих у вас проблем с окружающими и позволит вам постоять за себя, когда нужно разобраться со сложными людьми.

    Сохраняйте спокойствие. Даже когда вы уже раздражены, рассержены или огорчены, напомните себе, к какому состоянию вам следует стремиться. Проявление ваших эмоций приведет лишь к конфликту и нарастанию враждебности. Вы можете выразить свое отношение так, чтобы собеседник не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество. Используйте различные техники общения, чтобы избежать серьезных конфликтов.

    Есть также ряд общеметодологических подходов для общения со всеми типами сложных людей:

    • будьте позитивны;
    • чаще улыбайтесь;
    • проявляйте заботу о других людях;
    • активно слушайте;
    • сопереживайте;
    • отмечайте успехи других людей;
    • демонстрируйте уважение к другим людям;
    • просите совета и участия других людей;
    • не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
    • старайтесь не жаловаться, а предлагать решения;
    • рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных.

    Aндpeй Геннaдьeвич Kaмeнюкин - врач-псиxoтеpaпевт, соавтор программ повышения стрессоустойчивости в системе МЧС России, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

    Яркими представительницами истерического типа являются издавна считаются женщины, хотя и среди мужчин их встретить довольно просто. Рената Литвинова, Мерилин Монро, Холли Голлайтли, Скарлетт О’Хара.

    Женственная внешность, сексуальность, умение привлечь к себе внимание. Им нравится блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они не любят организованности и рутины, испытывают большое стремление к свободе, переменам, риску, преувеличенным эмоциональным реакциям, как способу обратить на себя внимание или произвести впечатление. Кажутся непредсказуемыми, демонстративными, порой, эксцентричными.

    На людях такая женщина - ходячий праздник, временами воспринимается весьма поверхностно из-за своих театральных жестов, но в глубине ее разворачивается самая настоящая драма. Драма маленькой недолюбленной девочки, которая страшится этого большого взрослого мира и вынуждена жить в постоянной тревоге.

    Истероидный тип формируется в возрасте с 3 до 6 лет. В это время девочка проживает комплекс Электры, то есть соперничество с мамой за папу. И от того, как он будет пройден, зависят выводы, которые будущая женщина сделает об отношениях полов.

    Рассмотрим несколько семейных ситуаций, которые являются предпосылками формирования истерической акцентуации:

    История первая:

    Холодная, властная не сексуальная мать, которая подавляет дочь или конкурирует с нею. Кажется, что отец гораздо ближе к девочке, он чаще проявляет к ней внимание, говорит нежные слова, называет своей маленькой принцессой, оказывает всяческие знаки внимания. Ввиду того, что отношения между супругами довольно прохладные, отец переключается на отношения с дочерью, эмоционально поставив ее на роль супруги, чтобы получить внимание и признание, которое он не может получить от своей жены. Со временем, девочка может все больше заботится об отце - готовить для него, выходить с ним в свет вместо матери, заменяя жену во все больших сферах, исключая, разве что интимную.

    Отец поощряет ее красоту, молодость и сексуальность, но мало говорит о ее уме и достижениях, поэтому в представлении дочери закрепляется идея, что мужчины любят молоденьких и не слишком умных. Своим поведением, желая того или нет, папа транслирует ей послание "не расти", "оставайся моей малышкой". Поэтому и во взрослом возрасте она искренне и умело разыгрывает девочку перед окружающими. Отец ревниво относится к первым юношеским встречам с мальчиками, ждет ее по вечерам, с большим трудом отпускает во взрослую жизнь.

    Будучи зрелыми, такие женщины продолжают придерживаться юношеского или сексуального стиля в одежде, предпринимать отчаяные попытки остановить процесс старения с помощью косметологии и хирургии. На вопрос о возрасте часто отвечают: "После восемнадцати, мне все всегда восемнадцать", или: "Мне столько лет, на сколько я себя чувствую. Я вечно молода." Предпочитают общество мужчин и недолюбливают женщин, воспринимая их как соперниц, по аналогии отношений с матерью. Если им и удается дружить, то в этих взаимоотношениях женщины истероидного типа проявляют себя как маленькие девочки - жалуются, делятся секретами, просят совета.

    Могут привлекать внимание окружающих не только внешней привлекательностью, но своей жертвенностью или подчеркнуто милым и вежливым поведением. Не смотря на внешне легкий характер, обладают расчетливостью и склонностью к манипуляциям. Когда им это выгодно, из особы приятной во всех отношениях, становятся стервами, язвительны на язык, могут ранить других людей под видом невинной шутки, плести интриги и "сталкивать лбами".

    Легко входят в роль и сами начинают верить во все, что отыгрывают. Это добавляет им убедительности и искренности для окружающих и спасает от страха стыда.

    В отношениях часто ищут мужчину-покровителя, по аналогии с отцом, с которым можно оставаться девочкой. Либо находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания. В длительных отношениях склонны постепенно разочаровываться в партнере и предъявлять ему претензии о несоответствии ее представлению об идеале. Устраивают истерики, демонстративно обижаются и закатывают сцены, нередко на людях. Со временем, начинают относиться к мужу, снятому с пьедестала, как к своей собственности, а не отдельной личности, имеющей право выбора.

    При всей внешней привлекательности, такие женщины могут испытывать ощущение женской несостоятельности, проблемы с деторождением и вынашиванием. После рождения ребенка, особенно дочери, ревнуют его к мужу, так как ребенок "занимает ее место".

    История вторая:

    Отцом девочки был властный, статусный и холодный мужчина, который одновременно привлекал и пугал ее. Ее мать, хотя и была доброй и отзывчивой женщиной, но все время оказывалась на вторых ролях. У мужчин в этой семье всегда было преимущество и власть, будь то отец, дед или братья. Малышка очень рано усвоила, что женщина - второплановое существо, чувствующее себя без мужчины ущербной. У мужчин власть, доступ к ресурсам, а женщины слабы и беззащитны. Поэтому очень важно пользоваться женским арсеналом очарования, чтобы привлечь сильного и статусного мужчину, который сможет о ней позаботиться.

    Впервые ощутив, что мужчины реагируют на ее физическую красоту, девушка делает вывод, что признание как женщина она может получить за свою сексуальную привлекательность. Почувствовав силу, она стремится привлечь и соблазнить мужчину, а потом обесценить его в качестве мести за "превосходство его пола".

    В любви представительницы этого типа страстны, требовательны, жадны до впечатлений. Эротическая атмосфера для них естественная среда, они изучают и используют различные способы очаровывания и соблазнения, просто ради факта соблазнения и получения отклика от мужчины, нежели действительно желая с ним каких-то отношений.

    Как один из механизмов преодоления тревоги используют отреагирование вовне - стремятся туда, где их подсознательный страх. Соблазняют того, кого боятся, демонстрируют тело, если стыдятся, бравируют и совершают героические поступки, провоцируют на агрессию, если ее боятся.

    По юности, не разбираясь в мужчинах, склонны связываться с психопатами и антисоциалами. Им очень импонируют их методы ухаживания, отношение как к принцессе, контроль под видом заботы, возможность почувствовать себя маленькой девочкой или романтичной особой. В силу своей внушаемости, могут давать в кредит тем мужчинам, кто не отдает долги, "спасать" алкоголика, писать письма на зону бандиту. Довольно распространен феномен доброй и порядочной женщины, влюбляющейся в хулигана, в надежде спасти его. Могут влюбиться и стараться удержать сложного для открытости и близости мужчины - зависимого от матери, холодного, женатого и т.д.

    Во взрослом возрасте женщина, выросшая в такой семье, склонна впадать в зависимость от отношений с мужчиной и ставить его потребности выше своих, позволять себя использовать. Способ достижения самоуважения - спасение других. Проявляя заботу о другом, она соприкасается со своим внутренним запуганным и нуждающимся в любви ребенком. Жена отдает себя мужу и детям, забывая, при этом, про свои потребности, не заботится о себе, не просит и не получает заботы от других. И, так как не умеет напрямую просить, пытается получить ее путем манипуляций или предъявления претензий.


    Очень актуальна для нее тема вторичной выгоды - заболеть, чтобы получить внимание или довести себя до отчаяния, чтобы другой заметил и пожалел. Усиливает эмоции, чтобы ее услышали и приняли всерьез.

    В целом, это более тревожные (и за счет этого могут восприниматься поверхностными), сердечные люди, склонные попадать в ситуации, связанные с риском или драмой. Они тяжело берут ответственность за свою жизнь, вызывают желание себя спасать, жалеть, оказывать поддержку.

    История третья:

    Может случиться так, что оба родителя девочки сами вели себя в большей степени инфантильно, нежели могли предъявить ей образец поведения взрослых людей. Возможно, они были слишком молодыми или эмоционально незрелыми, слишком заняты своими делами и проблемами, и не обращали внимания на ребенка. В результате ей не хватило образцов для подражания и идентификации. Вокруг была слишком хаотичная и непредсказуемая атмосфера - то, за что вчера еще поощряли, сегодня уже наказывают. Детей в такой семье не воспринимали как личностей, считали глупыми и не значимыми, к их вопросам относились с пренебрежением, а мнение не принималось в расчет. Важно было лишь то, насколько они были удобны для взрослых.

    В результате вырастает человек, который не имеет устойчивых моральных ценностей и привык жить одним днем. Таких людей характеризует спонтанность в принятии решений и покупках, нежелание сдерживать свои влечения. Их легко обольстить, так как им сложно противостоять искушению и тяжело продумывать вперед последствия своих поступков. Пунктуальность, ответственность, планирование кажутся им непосильной ношей, которая давит клеткой на их свободолюбивую натуру. Зато они любопытны и легко идут на риск, гибки и предприимчивы, умеют убеждать и производить впечатление, склонны к импровизации. Могут быть заводилами в компаниях. Легко поддаются лести, в которую охотно верят.

    Истероиды, описывая ситуацию или событие, легко переделывают реальность, игнорируя часть правды, преувеличивая в свою пользу или скрывая то, что выставляет их в невыгодном свете. Поймать, при этом, на вранье их очень сложно, поскольку они искренне веря в то, что говорят.

    Ввиду того, что в детстве их чувства обесценивали или игнорировали, они не ждут к себе серьезного отношения, поэтому преувеличивают свои чувства, театрально отыгрывают их, заявляя, таким образом, свое право на самопредъявление.


    Главная потребность - чтобы их заметили и признали, но выражается она, порой, искаженно. Через эксцентричное провоцирующее поведение, они приглашают окружающих подтвердить их существование. И готовы принимать внимание людей в любом виде - в восхищении или критике, потому что самое страшное для них - это безразличие.

    У них много поверхностного общения, они легко заводят многочисленные романы и так же легко расстаются. Не слишком переживать об утрате и идти на риск им помогает способность не думать о вещах или событиях, которые неприятны или могут представлять для них опасность. Здесь как нельзя лучше подходит фраза Скарлетт О’Хара из романа "Унесенные ветром": "Я подумаю об этом завтра".

    Женщины истероидного типа испытывают невероятный интерес к сексуальной сфере и, одновременно очень сильный страх. Они используют секс скорее как цель, достижение которой повышает их самооценку, и как испытание силы воздействия своего обаяния на мужчину.

    Защиты и психологические игры

    В поведении истероидов сильно проявлены защиты и психологические игры, потому что так они избегают соприкосновения с тяжелыми чувствами, в которых не признаются даже самим себе. Их выражение эмоций может выглядеть несколько искусственным и наигранным, именно потому что это - маскировка.

    Основные механизмы защиты: регресс, вытеснение (истерическая амнезия), сексуализация.

    Типичные игры:

    "Малышка доброго папочки"

    "Динамо" "Посмотри, как я хороша! Дерзай!... Фу, какой противный, всем мужикам только одно и надо!"

    "Давай поговорим по душам..." "Ну что, наелась гадостей?"

    "Да, но..." "Помогите!... Ваши советы не работают, вы мне не помогли".

    "Если бы не ты..." Перенос ответственности на мужа-тирана за свой страх перед миром.

    Могут страдать агорафобией (боязнь открытых пространств) и клаустрофобией, боятся животных. Таким образом, перенося свой страх реальности на внешние объекты.

    Подведем итог особенностей данного типа личности


    Для диагностики собственных истероидных черт, проверьте себя на соответствие нижеследующим пунктам. Для отнесения к этому типу, ваше обычное состояние должно соответствовать, по меньшей мере, четырем пунктам из шести:

    1. Показной характер, театральность поведения или преувеличенное выражение своих чувств;

    2. Внушаемость, легкое подпадание под влияние окружающих или ситуативных воздействий;

    3. Поверхностные, переменчивые эмоциональные состояния;

    4. Постоянный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, в которых субъект находится в центре внимания;

    6. Чрезмерная озабоченность своей внешней привлекательностью.

    В некоторых аспектах, истероидные личности могут иметь сходные черты с нарциссическими, но отличаются тем, что у них нет ярко выраженной гордыни и грандиозности. Они не чувствуют пустоту внутри себя, и в безопасной обстановке искренне приветливы и доброжелательны.