• Что означает праздник благовещение. Благовещенье Пресвятой Богородицы в страстную субботу — что это значит

    Благовещение Пресвятой Богородицы

    Благовещение - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа .

    В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют Благовещение 25 марта по юлианскому календарю, что соответствует 7 апреля по современному григорианскому календарю. У католиков и протестантов празднуется 25 марта по григорианскому календарю.


    Архангел Гавриил, византийская икона, Третьяковская галерея

    События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира : «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами ». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ».


    По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная » - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа , но также делом воли и веры Пресвятой Девы . Без согласия Непорочной , без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы .


    Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к Захарии, женатому на бесплодной родственнице Марии Елизавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елизавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которой Елизавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца, и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ».


    Встресна Марии и Елизаветы. Яков Струб, 1505

    Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира , - таким образом, человечеству был дан второй шанс.


    «Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430-1432, Прадо.
    На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения
    (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус).
    Мария трактуется как «новая Ева»

    Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.

    Современное название праздника - «Благовещение» - стало употребляться не ранее VII века. Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии ». Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви - Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа ») - было принято после Второго Ватиканского собора (1962-1965). До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии »).


    "Благовещение" - Леонардо да Винчи. 1473-1475

    Впервые дата 25 марта (совр. 7 апреля ) появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи. Существует два подхода к определению даты Благовещения:
    - Связь с датой Рождества Христова : 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
    - Связь с датой сотворения человека : ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский ) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).
    Празднование Благовещения в день 25 марта (7 апреля) является самым распространённым, но не общепринятым.


    В славянской народной традиции Благовещение - «самый большой у Бога праздник », даже «птица гнезда не вьёт ». На Благовещение весна зиму поборола. В третий и в последний раз закликается весна. В некоторых местах в ночь на этот день возжигали на земле костры - «палили зиму » и «грели весну ». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем ». Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым ». Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу! » При начале весны, особенно 25-го марта - в день благой вести о воплощении „праведного солнца“ Христа - и на праздник его Светлого Воскресения, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток.


    В изобразительном искусстве, в иконописи Благовещение имеет свои определенные атрибуты:
    лилия - символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии - семь радостей Марии;
    прялка, веретено (с красной пряжей ) - символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги;
    книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис. 7:14)). Как правило, она лежит на аналое;
    райская ветвь в руке архангела Гавриила ; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия;
    луч света, в котором спускается Святой Дух ;
    колодец - символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия;
    кувшин , с которым Мария вернулась от колодца;
    ласточка - символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения.


    «Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 года.
    Старейшее изображение сцены в русском искусстве.
    В руках у Богоматери - красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов

    Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть »), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками ». Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).


    Благовещение (Фрагмент Царских Врат)

    Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии. После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви.

    Празднование Благовещения в Православной церкви

    Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.

    В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.

    Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.

    Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.

    Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк. 1:39-49, на литургии Лк. 1:24-38).

    Особое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).

    В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.

    Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёю, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - это один из самых важных христианских праздников. В православии это событие имеет огромное значение для каждого верующего.

    История и значение Благовещения

    Это двунадесятый праздник, а значит, он имеет фиксированную дату — 7 апреля. Второе его название — Возвещение. Это абсолютно не случайно, потому что в этот день, по преданию, Дева Мария была оповещена архангелом Гавриилом о том, что вскоре родит спасителя всех праведных людей — Иисуса Христа.

    Апостол Лука писал в своем Евангелии, что Божья Матерь узнала о святости ее будущего ребенка и его огромном значении в жизни каждого человека на шестом месяце беременности. Дева Мария находилась в Назарете, куда и явился ангел. Он сказал следующие слова, которые в последствии стали основой молитвы:

    Благодатная Мария, Господь с тобой. Благословенная ты между женами. Не бойся, ибо обрела ты благодать Божью. Ты носишь Сына Божьего во чреве, а после его рождения наречешь ему имя Иисус. Он будет царствовать вечно со своим Отцом, а царствию его не будет конца.

    Значение Благовещения в христианстве огромно. Этот праздник и сам факт тайного святого зачатия искупает грех Евы, которая являлась той самой первой женщиной, познавшей его. Фактически церковные деятели и мудрецы считают, что Мария стала второй Евой. Именно той Евой, которой она должна была стать впоследствии — покорной и смиренной, доброй и уважающей Бога.

    Традиции 7 апреля

    Благовещение — это двунадесятый праздник, который категорически не празднуется в случае выпадания на страстную неделю. По своей значимости этот день ставится священнослужителями в один ряд с Рождеством Христовым и Крещением .

    7 апреля в церквях проводится специальная литургия, особенности которой зависят от дня недели и от даты. Многие моменты очень важны, поэтому следует уточнять в церкви, что делать можно, а что нельзя. Один интересный момент заключается в том, что иногда это событие выпадает на саму Пасху. Тогда праздники соединяются и празднуются последовательно — сначала Пасха, а потом уже Благовещение.

    Вселенский Собор установил одно важное правило в виду исключительности праздника. В этот день совершается полная литургия во всех церквях, несмотря на Великий пост. Напомним, что это запрещено в любых других случаях. Если день не приходится на Страстную неделю, то можно употреблять в пищу оливковое масло, вино и рыбу. Если же праздник приходится на Страстную пятницу или на субботу перед Пасхой, то отмечается он в воскресение — первый день Пасхи.

    7 апреля — это великая дата для каждого уважающего себя христианина. Если у вас не будет возможности посетить церковь, то прочитайте молитву «Богородице Дево, радуйся» дома. Верьте в Бога, любите своих родных и живите праведно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Благовещение (7 апреля). Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного...

    В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.

    Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.

    Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.

    Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

    Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

    Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

    Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка...

    Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.

    С Благовещением связано много весенних примет : «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год». «Если в день Благовещения ветер, иней и туман - к урожайному году». «На Благовещение дождь - родится рожь».

    Сырая погода в этот день предвещала грибное лето, а если случалась ранняя гроза - это сулило теплое лето и урожай орехов.

    К этому светлому празднику крестьяне прежде пекли особые, большие просфоры и несли в церковь. Дома освященную благовещенскую просфору клали сначала под божницу, а затем - в закром, где она хранилась до весеннего сева. Выйдя в поле, крестьянин привязывал просфору к севалке или крошил в зерно, чтобы сохранить посев от «полевого гнуса», собрать хороший урожай.

    В былые времена каждый христианин старался оставить по себе добрый след. А поскольку на Благовещение работать нельзя, отмечали его радостным и веселым обрядом: отпускали на волю птиц. Соловьев перед этим купали в ведре с водой - чтобы звонче пели, сытно кормили, а потом выносили клетки в сад или в парк и отпускали пичуг с ладони. Лети, счастливая птаха! Неси людям благую весть.

    Благовещение Девы Марии – это один из значимых христианских общенародных праздников. В этот «светлый» день архангел Гавриил принес Марии благую весть от Господа, поведал, что она станет Матерью Сына Божьего. «Радуйся Благодатная!» — вещал архангел Гавриил, и поведал Марии, что на нее пала Божья милость и она избранна для рождения Сына Всевышнего.

    Толкователи Слова Божия заявляют, что Благая весть, принесенная Марии ангелом – это первая за долгое время благоприятная весточка для рода людского, после немилости Всевышнего за множество грехов совершенных людьми. После явления Гавриила Пречистой Деве Марии у всего люда православного появилась надежда на иную светлую эру под покровительством Господа.

    История Благовещения

    Чтобы осознать в полной мере, что за праздник Благовещение нужно немного углубиться в историю. Прежде всего, согласие Девы Марии родить Иисуса это изъявление доброй воли, каковым Господь, милостью своею, одарил людей.

    По мнению богословов, душевная свобода превозносит род людской над жестокой природой. Поэтому с позволения добросердечной и покорной Девы Марии Святой Дух озарил ее, не испортив при этом невинное девичье лоно. Тем не менее, беременность непорочной Девы протекала, как и у всех остальных женщин земных. И Мария покорно носила дитя Божие до его появления на свет.

    Когда архангел Гавриил явился с вестью благой Деве Марии исполнилось так же давнее пророчество Исаии, в котором говорится о том, что настанет день, когда простая женщина станет матерью сына, нарекут которого именем Эммануил, которое означает « снами Господь».

    Вселившись в лоно Марии, Дух Святой зачал младенца, назначением которого было избавление мира от дьявольской нечисти путем искуплением греха.

    В самом названии Благовещение таится важный смысл толкования самой благой вести: известить Марию о том, что она зачала и носит Сына Божьего.

    Светлый праздник Благовещения – один из 12 важнейших православных двунадесятых праздников после Светлого Воскресения (Пасхи). Все значимые для православных праздники приурочиваются к весомым событиям мирской жизни Богоматери и Иисуса.

    Какого числа празднуют Благовещение?

    У католической и православной церквей даты празднования Благовещения не совпадают. Католиками и протестантами светлый праздник отмечается 25 марта. Возникновение именно этой даты можно истолковывать по- разному:

    Может быть, напрямую связанно с 25 декабря, датой рождения Иисуса. Если отсчитать от этой даты время вынашивания ребенка – 9 месяцев, то, как раз и получится 25 марта. Еще предполагается, что дата празднования Благовещения может исчисляться от даты сотворения человечества.

    Существует мнение, что неспроста явление ангела Марии было 25 марта, в этот день произошло сотворение человечества Господом. В эту памятную дату положено начало искупления верующими первородного греха.

    Также бытует мнение, что день равноденствия тоже можно считать датой создания мира и ввиду этого искупление грехов человечества должно положить свое начало в день весеннего равноденствия.

    Российская же Православная церковь в определении дня Благовещения опирается на Юлианский календарь с иным времяисчислением, согласно которого Благовещение празднуется 7 апреля.

    Празднование Благовещения

    Зачастую этот праздник приходится на светлую пасхальную неделю или же на Великий Пост. Это и обусловливает вид литургии. В выпавший на Пост Благовещенский праздник делает небольшое послабление для верующих, в этот день можно побаловать себя рыбными блюдами.

    Но если праздник пришелся на один из дней Страстной седмицы, то строгость поста нарушать нельзя. Не исключено совпадения Благовещения с днем Светлой Пасхи (это редкое совпадение носит название «Кириопасха»), в таком случае вместе с пасхальными песнопениями воспевают и Благовещение.

    В Благовещенский день есть множество народных обрядов, может быть даже немного языческих. Это и разжигание костров, в которых народ сжигает разный мусор, тряпье, старую солому и даже навоз, символизируя этим, окончание зимы и вступление весны в свои права.

    Еще существует народное поверье, что в Благовещение «небесные ворота» открыты и можно попросить у Господа об исполнении своих заветных желаний. Нужно лишь заметить на небе появление первой большой звезды и выкрикнуть: «Боже, подари мне славу!»

    Статьи по теме: