• Элон маск о создании спейс икс. История SpaceX: как Илон Маск приближает колонизацию Марса

    Interplanetary Transport System (ITS) - система межпланетного транспорта, которая будет использована для доставки первых колонистов на Красную планету.

    В закладки

    Согласно проморолику ITS, ракета с космическим кораблём сначала выводится на орбиту, а затем отделяется от корабля и возвращается на Землю. На орбите происходит дозаправка корабля, а затем он раскрывает солнечные панели, генерирующие мощность в 200 киловатт, и начинает движение к Марсу.

    Согласно предыдущим утверждениям, в планах Элона Маска отправить людей на Марс до 2024 года. По уточнённому графику, первые экспедиции начнутся ещё в конце 2022 года.

    Первые миссии к Красной планете начнут реализовываться уже с 2018 года - например, сброс припасов и других принадлежностей для выживания первых колонистов. Каждый корабль Dragon сможет «отвозить» 2-3 тонны полезного груза.

    На конференции Маск объяснил причину лететь на Марс двумя вещами: развитием человеческого рода как межпланетных путешественников, а также отдалённой вероятностью исчезновения всего живого на Земле. Другая ближайшая к Земле планета - Венера - обладает слишком недружелюбной атмосферой, подобной «кислотной бане»: «Венера - она совсем не как [одноимённая] богиня», - пояснил выбор глава SpaceX.

    Поскольку Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, он несколько холоднее - однако планету можно «подогреть» при помощи геотермальных изменений и сформировать на ней достаточно дружелюбную атмосферу для выращивания растений. В прошлом Маск уже , что Марс можно нагреть, например, при помощи термоядерных бомб.

    По оценке Маска, сейчас стоимость путешествия на Марс в расчёте на одного человека составляет 10 миллиардов долларов. В случае, если её удастся сократить до цены одного дома в США, многие смогут начать переселение на Красную планету. Для этого потребуется использовать полностью возобновляемые средства, правильное (эффективное) топливо, которое можно производить прямо на Марсе, а также заправлять корабли на орбите (а не тратить деньги на доставку топлива на орбиту каждый раз при отправке нового корабля).

    Например, керосин на Марсе производить нельзя из-за отсутствия нефти на планете. Однако жидкий метан - возможно, и почти по всем параметрам он подходит для эффективного сокращения затрат, считает глава SpaceX.

    По словам Маска, видео симуляции ITS - результат работы не художников, а инженеров: в нём отражено точно то, чего пытается достичь SpaceX, и практически будущие корабли будут идентичными тому, что изображено в ролике.

    Наибольшее количество повторных использований SpaceX закладывает в ракету-носитель для вывода корабля на орбиту - 1000 раз. Танкер для дозаправки планируется использовать около 100 раз, а сам корабль - 12-15 раз. На нём колонисты будут отправлять груз с Марса на Землю или улетать сами.

    Согласно расчётам, в один корабль помещается примерно 100 человек. Ракета-носитель, которая будет использоваться для вывода корабля на орбиту, будет иметь в 3,5 раза большую массу, чем самая грузоподъёмная ракета в мире - « », с помощью которой была произведена первая высадка человека на Луну.

    На планетах со слабым гравитационным притяжением - например, Луне или Марсе - ракета-носитель не нужна для выхода на орбиту: с этой задачей может справиться сам корабль. В ракету встроено 42 двигателя (часть из них она может потерять и всё равно продолжить движение), а в корабль - девять.

    Одно путешествие до Марса в зависимости от года, в который будут проходить полёты, будет занимать от 90 до 150 дней. По мнению Маска, в процессе полёта команда корабля должна получать удовольствие - в отсеке можно будет наслаждаться нулевой гравитацией, смотреть фильмы, проводить лекции или отдыхать в ресторане.

    Если человек будет брать с собой меньше тонны полезного груза, его полёт обойдётся меньше чем в 200 тысяч долларов, считает Маск.

    Точную структуру доходов, которые будут использоваться для финансирования программы, Маск не назвал. По его мнению, для этого может использоваться как прибыль SpaceX от запуска спутников и доставки грузов на МКС, так и добровольные пожертвования проекту через Kickstarter.

    По оценке Маска, для создания полностью автономной цивилизации на Марсе потребуется не менее 40 лет.

    Маск отметил, что технологии не развиваются сами по себе, а только тогда, когда к конкретной задаче применяется ум инженеров для её решения. В истории человечества уже были примеры, когда технологии развивались до определённого уровня, а затем откатывались назад, и последний из таких примеров - ситуация с лунной программой.

    Помимо марсианской программы, новые корабли могут использоваться и для перемещения по Земле - по оценке Маска, с ними можно будет перемещаться в любую точку планеты в течение 45 минут. Кроме того, Маск планирует устанавливать «заправки» для космических кораблей на других планетах - это позволит совершать путешествия в любые точки Солнечной системы.

    По словам Маска, сам он тоже когда-нибудь полетит на Марс - когда сможет решить вопрос, что случится с компанией в том случае, если он по каким-либо причинам погибнет и инвесторы SpaceX останутся один на один с проблемой максимизации прибыли: «Первый полёт будет иметь очень высокую вероятность смертельного исхода, а я ещё хочу увидеть, как вырастут мои дети».

    Первый корабль, который отправится к Марсу, Маск планирует назвать Heart of Gold - по аналогии с космическим кораблём из романа «Автостопом по галактике»: «Я думаю, наш первый полёт тоже будет бесконечной невероятности».

    Ещё до выступления на сцене Маск раскрыл некоторые детали ITS у себя в микроблоге. Диаметр ракеты-носителя

    Сегодня каждый второй школьник знает имя Илона Маска, соучредителя PayPal, отца электрокаров Tesla и частного ракетного производителя SpaceX. И, пожалуй, самого яркого мечтателя среди известных предпринимателей. Более чем 50 лет назад человечество могло не верить в то, что освоение космоса возможно. Более чем 10 лет назад люди не поверили бы, что осваивать космос, уже как сферу, будет частная компания.

    Можно относиться к амбициям SpaceX со скепсисом. Можно ставить фото Илона Маска на рабочий стол и следить за каждым запуском Dragon в прямом включении. Но нельзя быть равнодушным или не знать, что делает эта компания в частном космосе. Для тех, кто не относится к «каждому второму школьнику» - небольшая история компании SpaceX.

    Семена на Марсе

    В начале 2002 года Илон Маск, уже будучи мультимиллионером в свои 30 лет, переключается на новую миссию - вернуть интерес общественности к отправке человека на Марс. На протяжении всей жизни Маск, бизнесмен и физик по образованию, мечтает о том, чтобы установить на поверхности красной планеты небольшой парник с семенами земного растения, чтобы вдохновить человечество на колонизацию Марса.

    Проблема осуществления этой скромной мечты скрывалась не в существующих космических кораблях, а в дороговизне их запуска. Не желая платить то, что требовали американские ракетные компании, Маск совершил три поездки в Россию, рассматривая покупку отремонтированной ракеты «Днепр», стоившей около $20 млн. Раздумывая над ценообразованием и финансовыми рисками, он решил, что проще, в конце концов, делать свои ракеты, чем торговаться с американцами или заключать сделки с русскими.

    Так была задумана одна из немногих и самая передовая в «частном космосе» компания SpaceX. Получается, цель ее создания заключалась в том, чтобы упростить «транспортные расходы» будущим колонистам Марса.

    Сокол и Дракон

    Уже к 2006 году SpaceX разработала первую ракету-носитель - Falcon 1, запуск которой состоялся 24 марта 2006 года, но завершился аварией в двигателе первой ступени. Только после трех неудачных попыток 28 сентября 2008 года Falcon 1 удается выйти на низкую орбиту и доставить единицу полезного груза на высоту 500-700 км. Это событие стало первым успешным запуском на орбиту частной ракеты.

    Еще через год ракета-носитель при пятом запуске доставляет на орбиту 5-й коммерческий спутник RazakSAT, принадлежащий Малайзии.

    К 2010 года Space X разрабатывает вторую, более тяжелую ракету-носитель, сравнимую по характеристикам с российским «Союз-2», - Falcon 9. И, похоже, что уроки, полученные от неудач с первыми запусками, позволили Falcon 9 стартовать 4 июня 2010 года удачно стартовать и стать первым частным космическим кораблем, вышедшим на орбиту.

    Интересный факт. На момент старта на борту корабля находился некий груз, засекреченный лично Илоном Максом. После совершения операции стало известно, что грузом оказалась головка сыра . Позже в Space X пояснили, что это отсылка к известному скетчу в сырном магазине комик-труппы «Монти-Пайтон». Головка сыра находилась в специальном контейнере, прикрученному к полу челнока. На контейнере была шутливая надпись: «Совершенно секретно».

    Еще одна яркая веха в истории SpaceX и частного космоса - запуск и успешное приводнение первого грузового корабля Dragon, неправительственного, но разработанного по заказу NASA. «Дракон» - единственный в мире действующий «грузовик», способный возвращаться на Землю. В августе 2011 года NASA дает согласие на запуск и состыковку с МКС корабля Dragon. 25 мая 2013 года миссия стартовала с успешным выходом на орбиту и последующей состыковкой с МКС.

    NASA и Space X заключают контракт на 12 экспедиций космического корабля на Международную космическую станцию до 2016 года. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 миллиарда долларов. На сегодняшний день совершено 5 полетов. Буквально накануне, 10 февраля 2015 года, космический корабль Dragon приводнился у берегов Калифорнии с 1700 кг груза, доставленного с МКС.

    В этот же день был запланирован запуск исследовательского спутника DSCOVR, который пришлось перенести из-за погодных условий. Тем не менее, сегодня, 12 февраля, аппарат был запущен в открытый космос. DSCOVR (Deep Space Climate Observatory - «Климатическая обсерватория глубокого космоса») должнa будет наблюдать за солнечными бурями и сильными электромагнитными выбросами, которые могут повлиять на работу орбитальных спутников.

    Планы SpaceX

    Сегодня амбиции Илона Маска, если и вызывают некий скепсис у специалистов, - то многочисленных поклонников Space X, восторженных идеей частного космоса и колонизации Марса, прессу, а главное - инвесторов, деятельность компании продолжает держать в напряжении.

    Основные цели Space X сейчас очень амбициозны: многоразовые ракеты, сверхтяжелая ракета РН Falcon Heavy, частный космодром и, конечно, колонизация Марса, которой, по крайней мере, должна предшествовать экспедиция с экипажем на борту корабля.

    Ракета с ногами

    Повторное использование первой ступени - самой дорогостоящей части ракеты - сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70 %.

    В 2012 году появился первый концепт идеи reusable Falcon 9, то есть ракеты-носителя, способной возвращаться на Землю и взлетать снова. В 2013 году появляется более продвинутая модель - Falcon 9R.

    Она представляет собой этакую ракету «с ногами», или первой ракетной ступенью, которая после выполнения основной задачи должна маневрировать и принимать в воздухе вертикальное положение, необходимое для мягкой посадки. Первые испытания терпят неудачу, но инженерам удается выявить основную ошибку. Наконец, в апреле 2014 года, запуск и возврат ракеты с ногами после многочисленных переносов все же состоялся: первая ступень приняла вертикальное положение и на минимальной скорости приводнилась, но, к сожалению, была потеряна в океане. Тем не менее это можно назвать скорее успехом, чем неудачей.

    Последний тест запуска многоразовой Falcon 9 выглядел вот так, хотя он тоже помог получить результаты.

    Частный космодром

    В августе этого года SpaceX объявила еще об одной грандиозной цели - строительстве первого в мире частного космодрома .

    Проект будет осуществляться при поддержке штата Техас, где планируется его расположение в г. Браунсвилль. Строительство частного космодрома создаст около 300 рабочих мест и должно принести экономике Техаса около $85 млн в виде капиталовложений.

    Колонизация

    В 2012 году Илон Маск заявил , что трудится над тем, чтобы к 2029 году полёт на Марс для семьи стоил $500000.

    В мае 2014 года SpaceX представила космические корабли нового поколения под названием Dragon V2. По словам Маска, они способны садиться «где угодно на Земле», вмещать на борт до 7 человек и повторно использоваться. Планируется начать транспортировать астронавтов с поверхности Земли до МКС и обратно к 2017-2018 году.

    И, несмотря на то что цена полета все же выглядит космической - в масштабах космоса как сферы (и вообще), она и правда ничтожно мала. Можно не верить в амбиции Маска и относиться со скепсисом к планам SpaceX, но нельзя отрицать, что само существование частной компании, пошатнувшей государственную монополию, ускоряет развитие всей сферы, и как следствие, - освоение космоса.

    Сложно сказать, рождает ли эпоха личностей или личности делают эпоху. Скорее всего, правда где-то посередине. Так или иначе, нам довелось жить в эпоху с личностью, значимость которой истории науки еще предстоит оценить. Речь об американском миллиардере, венчурном капиталисте и энтузиасте освоения космоса Илоне Маске.

    Разные источники говорят, что космосом Маск начал бредить еще в юном возрасте. По крайней мере, истории известно, что на подаренном первом компьютере Илон написал свою первую игру - Blaster, по типу знаменитого игрового хита с Atari, Space Invaders. Тогда же пришел первый коммерческий успех - свою игру Маск продал за 500 долларов. В этом вся его суть: помимо коммерческих операций, инвестиций, вложений и движения капиталов, он хорошо соображает в технической части своего бизнеса. Эту черту он сохранил и во взрослой жизни.

    В середине девяностых Илон со своим братом основал компанию Zip2, которая создавала ПО для различных новостных агентств. Пресытившись этой идеей, создатели продали компанию за 308 миллионов долларов, из которых 22 ушли непосредственно Маску.

    С началом нового столетия в жизни Маска стартует эпоха больших свершений: сначала основана Xcom, которая после слияния стала платежной системой PayPal, а в 2003 - Tesla Motors, заточенная под электромобили. Но предмет сегодняшнего размышления - третье детище Маска, частная космическая компания SpaceX.

    SpaceX на пути к частному космосу

    Изначальная идея, лежащая в основе SpaceX, - дешёвые полеты в космос. Причём стоимость должна варьироваться в пределах пассажирских авиаперелётов. Космические корабли сами по себе очень дорогие, но их стоимость выше потому, что большинство из них нельзя использовать повторно.

    Маск планировал запустить на орбиту грызунов и семена растений, но, проанализировав стоимость ракеты, отказался от этой идеи. На интересную мысль его натолкнул анализ стоимости всей конструкции - 70% уходило на ступени ракеты-носителя, которая при этом была одноразовой. Значит, если сделать ее многоразовой, то можно летать в космос значительно дешевле. И началось.

    Отвлекаясь от основной темы, нейминг того или иного проекта иногда ведет за собой интересные факты. Так, Apple решили дать своему бренду фруктовое название, чтобы в телефонных справочниках находиться выше Atari, Starbucks назвали в честь персонажа «Моби Дика», а Adobe - в честь ручья между Маунтин-Вью и Пало-Альто.

    Маск в своем первом космическом детище решил лишний раз увековечить свою любовь к «Звездным войнам», назвав проект многоразовой ракеты-носителя Falcon, в честь Millenium Falcon’a, на котором Чуббака с Ханом Соло раздавали горячих Империи.

    В 2002 году Маск сформировал команду, арендовал помещение в калифорнийском Эль Сегундо и начал проектировать, разрабатывать и строить. Одним из выдающихся инженеров, нанятых в SpaceX, стал Том Мюллер, инженер-ракетчик, который занялся разработкой Falcon 1 и трех семейств двигателей: Merlin, Draco и Kestrel.

    Начало явно не задалось: первый запуск Falcon 1 в марте 2006-го не увенчался успехом, сразу же начался пожар, и ракета упала в воду. Вторая попытка запустить Falcon на орбиту тоже не привела к желаемому результату: уже в воздухе топливо перестало поступать в двигатель, ракета замедлилась и сгорела в атмосфере. Третий запуск тоже был неудачен: после разделения первая ступень ударила по второй, и та вышла из строя.

    Можно представить, какие чувства овладели Маском. Если на успех первого запуска вообще не было особой надежды, неудача второго заключалась в неверных расчетах, то на третий старт инженеры и проектировщики SpaceX очень рассчитывали. На ракету даже поместили полезный груз – три спутника и прах для захоронения.

    Четыре неудачных запуска на ноль удачных - с такой статистикой можно было завершать свои попытки завоевать космос. Так что на запуск 28 сентября 2008 года возлагались не просто большие надежды, а все надежды, имевшиеся у Маска и команды.

    И SpaceX стал паровозиком, который смог. С макетом груза в 150 килограммов Falcon 1 успешно вышел на орбиту, а 13 июля 2009-го уже смог доставить в космос реальный груз - спутник RazakSAT. На этом история Falcon 1 завершилась, и началась история Falcon 9.

    Триумф Falcon 9

    Фалконы 9 серии были анонсированы даже раньше первых - в 2005 году. В их разработку и тестирование компания вкладывала максимум усилий. Очевидно, что именно «девятку» Маск планировал как свой триумф: первый запуск был отменен за несколько секунд из-за технических проблем. Никаких крушений не должно было быть. И на этот раз все прошло успешно.

    Falcon 9 стал визитной карточкой SpaceX и её же главным достижением: всего за 7 лет произошло 38 запусков, из которых 36 были удачными. Но главное - это возвращаемые ступени от ракеты носителя, которые уже 13 раз успешно приземлялись и приводнялись для повторного использования. Кстати о приводнении - для этих целей SpaceX разработал специальную плавучую платформу ASDS, которая не просто плавает, а делает это автономно и беспилотно.

    Высокая надежность и конкурентоспособность вывели Маска и его компанию в лидеры коммерческого космоса не только в мире, но и в самих США. В 2013 году они владели лишь 10 процентами рынка, в 2017 году - уже 45, а в будущем 2018 планируется достичь 60%. Стоит отметить, что при этом российский и европейский сегменты рынка сокращаются из года в год.

    В данный момент идут разработки тяжелого варианта ракеты - Falcon Heavy, но не ракетами едиными жив SpaceX.

    SpaceX - Матерь Dragon’ов

    Очередное детище SpaceX - многоразовый беспилотный грузовой корабль Dragon, летающий к МКС с 2010 года. История космонавтики уже знакома с многоразовыми «космическими грузовиками» - проект «Шаттлов» от Боинга и Локхеда летал от Земли к МКС и обратно 30 лет, пока проект не закрыли в 2011.

    Разрабатывая и запуская Dragon’а, Маск исполнял заказ NASA на доставку грузов к МКС, и удешевление каждого отдельного запуска было исключительно в его интересах. Как выразился широко известный в узких кругах Зеленый кот , если бы Маск сконструировал квантовый телепортатор, который бы телепортировал груз на орбиту, то NASA приняли бы и такой вариант. Но он сделал корабль.

    Своего первого «Дракона» Маск запустил в 2010 году, с тех пор в космос взлетело ещё 11 кораблей. Был ещё один неудачный запуск в 2015 году, когда взорвалась ракета-носитель.

    Сам корабль представляет из себя трёхметровый металлический конус, 4200 килограммов весом. Любители советского кинематографа явно увидят в нем сходство с космическим кораблем из «Кин-дза-дзы» Георгия Данелия. В июне 2017-го экземпляр Dragon’a впервые повторно запустили к МКС и успешно вернули на Землю. Об этом в нашем . Вопрос о третьем запуске решается.

    На данный момент Dragon - единственный многоразовый космический корабль в мире. «Драконье семейство» предполагается пополнить ещё двумя кораблями: в 2018 году пилотируемым Dragon V2, который сможет нести на борту 7 человек, и в дальней перспективе - Red Dragon’ом, который отправится к Марсу. К слову, Dragon V2 станет прямым конкурентом нашему «Союзу», который сейчас является единственным пилотируемым в мире.

    Что ждать от SpaceX

    Кипучая деятельность Маска не ограничивается космосом. Так, он проектирует и успешно свой Hyperloop - сверхскоростной туннель с капсулами на магнитной подушке. В космосе Маск нацеливается на Луну и Марс, а как было сказано выше, к своим нынешним проектам собирается добавить тяжелую ракету-носитель и пилотируемый космический корабль.

    SpaceX под руководством Маска уже прошла гигантский путь, от трёх подряд неудачных запусков до рекордных 10 запусков в год и контрактов с NASA. Не страшна Маску и государственная протекция в сторону Локхида и Боинга, равно как и Роскосмос с Arianespace, - на данный момент вопрос о конкуренции в сегменте коммерческого космоса если не решен окончательно, то решается в сторону SpaceX. Маск верно угадал тренд - если сделать ракеты дешевле и пользоваться ими по нескольку раз, то стоимость упадет, а прибыль - наоборот. И кто знает, возможно, именно SpaceX станет компанией, которая сделает космический полет из дорогого удовольствия бытовым занятием.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

    Ранние годы и детство Илона Маска

    Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

    В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

    В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

    На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

    Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

    С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

    Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

    На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

    Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

    В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

    Карьера Илона Маска

    Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

    В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

    На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

    Илон Маск и SpaceX

    В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

    Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

    На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

    28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

    На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

    В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

    Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

    На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

    Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

    «Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

    Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

    В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

    SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

    Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

    В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

    Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

    В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

    «Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

    Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

    Tesla Илона Маска

    В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

    В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

    Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

    27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

    Tesla Model S (Фото: tesla.com)

    В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

    Tesla Model X (Фото: tesla.com)

    В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

    Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

    В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

    Hyperloop Илона Маска

    В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

    Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

    Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

    Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

    Общественная деятельность Илона Маска

    Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

    Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

    Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

    Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

    «Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

    «Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

    Доходы Илона Маска

    В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

    Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

    В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

    В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

    Илон Маск в кино

    Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

    Кадр из фильма «Железный человек-2»

    Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

    Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

    * High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.