• Формирование связной речи через театральную деятельность. Проект: "Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

    Наши дети растут в мощном потоке информации, живое общение заменяют современныепланшеты, компьютеры, и эта тенденция все время увеличивается, в результате чего развитие связной речи является все более актуальной задачей нашего общества.

    Одной из неотъемлемых частей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Связная речь развивается вместе с мышлением постепенно. Первоначально, речь формируется в результате непосредственно-эмоционального общения со взрослыми, закладывая фундамент будущей связной речи. По мере роста ребенка усложняется деятельность, меняются формы общения с близкими людьми. Постепенно круг контактов расширяется, и отдельные монологические слова, фразы, предложения сводятся к диалогической речи. К концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться. В трехлетнем возрасте быстрыми темпами развивается активная речь, обогащается словарный запас, усложняется структура предложений и происходит понимание речи. Понимание речи имеет главное значение в развитии ребенка, являясь первоначальным этапом в развитии функции общения.

    Со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь, которая показывает все достигнутые на этом этапе успехи в овладении особенностями родного языка. Общение выступает тем инструментом культуры, который воспитывает, развивает личность и участвует в ее становлении. Формирует мировосприятия и мироощущение, гуманное отношение к окружающему природному, предметному и социальному миру.

    В процессе общения происходит налаживание социальных контактов, обмена эмоциями, налаживание практического и речевого взаимодействия. В поисках эффективных средств, для решения комплекса задач я обращаю большое внимание на использование в коррекционной работе разных видов искусств.

    Опыт моей работы показал , что использование традиционных методов и приемов в коррекционной работе недостаточно для развития связной речи. Одним из важнейших условий, способствующих полноценному развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями, является театрализованная деятельность. Эта распространенная форма детского творчества, которая близка и понятна, умеет доставить радость и эмоциональное удовлетворение, способствует развитию творческого потенциала, воображения, фантазии, помогает ребенку формировать и реализовать свое речевое развитие.

    Целью моей коррекционной работы является развитие связной речи у детей, имеющих речевые нарушения и создание условий для развития речевых и творческих способностей, посредством театрализованной деятельности

    Работая по этой теме, решаю следующие задачи:

    обогащение словаря, овладение грамматическими формами, грамматическим строем;

    развитие фонематического восприятия, слуха и навыков произношения звуков;

    упражнение в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения

    совершенствование диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности;

    развитие познавательных процессов, мелкой и общей моторики;

    воспитание культуры речевого общения, на основе сюжетов сказок;

    закрепление правильного произношения отдельных звуков (скороговорки);

    применение здоровьесберегающих технологий, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

    У детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

    При обучении связной речи детей, вполне обоснованно использование творческих методик. В своей работе я использую схемы составления рассказа, на основе знания содержания литературного произведения. Первоначально предлагается готовый план-схема, а по мере обучения дети самостоятельно подключаются к созданию мнемотаблицы. Особенностью данной методики состоит в применении не изображения предметов, а использование символов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для изображения диких животных - елка.

    Содержание таблицы включает в себя графическое или частичное изображение персонажей сказки, явлений природы и многое другое, выделяя главные смысловые звенья сюжета рассказа. Самое трудное - сделать условно-наглядную схему понятной для детей. Суть в том, что слова, фразы должны соответствовать какой-то картинке, изображению. Таким образом, произведение зарисовывается схематически, а ребенок по памяти воспроизводит содержание целиком.

    Какие задачи решают мнемотаблицы:

    Развитие связной речи;

    Обогащение словарного запаса;

    Обучение составлению рассказов;

    Пересказ произведений художественной литературы,

    Отгадывание и загадывание загадок;

    Разучивание и заучивание чистоговорок, стихов;

    Автоматизации и дифференциации звуков;

    Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления;

    Увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций;

    Сокращение продолжительности времени обучения;

    Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

    Процесс развития связной речи требует постоянного педагогического внимания, поэтому овладение связной речью необходимо для дальнейшего развития и образования ребенка.

    Работая в системе взаимосвязей всех специалистов, воспитателей, мы имеем возможность учитывать индивидуальные речевые особенности каждого воспитанника. Изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр. Они задействуют эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития связной речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Развитие связной речи и формирование навыков общения, является одной из ведущих задач дошкольного учреждения.

    Ирина Пельнова
    Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

    1слайд : Визитная карточка

    Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»

    Педагогический стаж :13 лет

    Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»

    Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу

    Профессиональное кредо :

    «Горжусь профессией своей за то,

    что детство проживаю многократно»

    2слайд : Тема

    «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »

    3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)

    Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :

    1. Научно-исследовательские условия

    2. Методические условия

    3. Организационно-педагогические условия

    Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    4 слайд :Актуальность.

    Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :

    Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;

    Диагномтика по развитию речи показала ,что

    Низкая речевая активность детей

    Кроме того, существует проблема :

    Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;

    Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.

    Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

    5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада

    Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.

    Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

    Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…

    Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

    В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

    6слайд. Цель и задачи

    Перед собой я поставила следующую цель

    Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .

    И такие задачи :

    Развивать все компоненты устной речи ;

    Воспитывать интерес и любовь к чтению;

    -Развивать литературную речь ;

    Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

    -Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;

    Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;

    Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.

    7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.

    8слайд :Деятельностный аспект

    В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

    Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

    Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.

    9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )

    Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях

    10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )

    Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….

    11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )

    В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.

    12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )

    Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.

    13слайд :условия

    Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.

    14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности

    Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….

    15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста

    Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.

    16слайд : Знакомство с постановкой сказки

    Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.

    17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

    Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.

    18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

    В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .

    19 слайд :Результативность

    У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

    20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ

    Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»

    Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

    21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

    Мониторинг речевого развития

    детей второй младшей группы

    Развитие связной речи детей

    через театрализованную деятельность

    воспитатель 1 квалификационной категории

    МБДОУ детский сад № 8 г.

    Володарска Нижегородской области

    Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

    Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

    Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

    Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

    Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

    Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

    На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

    Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

    Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

    С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

    Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

    Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

    Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

    Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

    Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

    С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

    1. Функция социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)
    2. Креативная функция (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)
    3. Галлаграфическая функция (пространственно – временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ))
    4. Развивающая терапевтическая функция (лечебный эффект, сказкотерапия)
    5. Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

    Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

    Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

    Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

    Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

    Ролевые диалоги на основе текста

    Инсценировки произведений

    Постановки спектаклей

    Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

    Режиссерские («артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

    Настольный театр

    Плоскостной и объёмный театр

    Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

    Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

    Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

    1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

    2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

    3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

    4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

    Изучая психолого - педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

    В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).


    за последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи.

    А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются

    Просмотр содержимого документа
    ««Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)»

    «Речевое развитие детей дошкольного возраста

    через театрализованную деятельность»

    (из опыта работы)

    МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальному развитию детей

    г. Бокситогорска»


    Чистякова Ирина Евгеньевна

    воспитатель

    первой квалификационной категории

    Образование: Высшее

    Трудовой и педагогический стаж – 4 года


    Актуальность

    В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом.

    Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

    Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, таким образом, данная тема является всё более значимой и актуальной, чтобы заниматься её изучением.


    Цель: создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

    Развитие речи дошкольников через театрализованную

    деятельность будет эффективнее, если:

    1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

    2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.

    3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.


    Задачи:

    • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
    • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;
    • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
    • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

    Формы работы направленные развития речи

    • Чтение и совместный анализ сказок
    • Проигрывание отрывков сказок
    • Прослушивание сказок, стихотворений
    • Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
    • Режиссерская игра
    • Словесные, настольные и подвижные игры
    • Этюды и упражнения
    • Хороводные игры, музыкотерапия
    • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
    • Пальчиковые игры с проговариванием
    • Разучивание чистоговорок

    Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности

    • Просмотр спектаклей и беседы по ним
    • Просмотр видеоматериала
    • Игры-драматизации
    • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
    • Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
    • Игры и ситуации по произведениям
    • Подвижные речевые игры с персонажами сказок

    Значение: В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    Педагогические технологии:

    Здоровье-сберегающие

    Развивающее обучение (развивающая среда)

    Исследовательская деятельность

    Интегрированное обучение

    Проектная деятельность

    Взаимодействие с семьей


    Виды театров используемых в работе:

    • настольный кукольный пальчиковый теневой *на палочках
    • театр на фланелеграфе костюмированый масочный



    Работа с родителями:

    Родительские собрания

    Анкетирование

    Дни открытых дверей

    Проекты

    «Дни добрых дел».

    Консультации

    «Почтовый ящик»

    Индивидуальные беседы

    Выставка фотографий

    Фотовыставки с рассказом

    Творческие совместные выставки.


    Выводы:

    Театрализованная деятельность является самым распространенным видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.

    Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).

    С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

    Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе, застенчивость.