• Презентация об истории происхождения татарского народа. Презентация к занятию музыки на тему "музыкальная культура татарского народа"

    Презентация «История татарского народа и образования ТАССР» Выполнил учитель истории и обществознания МБОУ «Дым-Тамакская ООШ» Ютазинского района РТ Шайгуманов Шамиль Анасович 2015 год

    На планете Земля проживает более 3000 различных народов

    Каждая народность имеет право на самоопределение. В силу этого права она свободно устанавливает свой по-литический статус и обеспечивает свое экономиче-ское, социальное и культурное развитие.

    Расскажу Вам об истории самоопределения татарского народа и образования ТАССР.

    История человечества насчитывает свыше двух миллионов лет.

    В каменный век, бронзовый век и железный век на территории Среднего Поволжья жили племена разных культур.

    В 375 году началось Великое переселение народов. В восточноевропейские степи пришли болгары, хазары, савиры и другие тюркоязычные племена. К этим народам восходят древнейшие корни татарского народа. На рубеже IX-X вв. возникло одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы –Волжская Булгария. В ее истории запечатлена история татарского народа. Территория Волжской Булгарии выходила далеко за пределы современного Татарстана. Булгарские поселения обнаружены археологами в Ульяновской, Самарской, Пензенской областях и в Пермском Приуралье. Волжская Булгария была страной с высокоразвитой экономикой и славилась как страна городов. Число городов достигало 170. Ислам способствовал расцвету науки, образования и литературы. Основополагателем булгаро-татарской письменности по праву считается Кул Гали. Кул Гали призывал людей жить без воин, творить добро, быть милосердным. Осенью 1236 года Волжская Булгария, несмотря на отчаянное сопротивление, была завоевана монголами. Булгары смешались с другими тюркоязычными народами и стали называться татарами. Города и села были разрушены, жители угнаны в рабство. Началась новая страница в ее истории. Волжская Булгария перестала существовать как самостоятельное государство и вошла в состав Золотой Орды. В 1419 году в результате нескончаемой борьбы за власть Золотая Орда распалась. Наступило время существования Казанского ханства, которое существовало чуть более столетия, но оставило глубокий след в истории татарского народа и других народов края. Казань стала признанным центром международной торговли, одним из крупнейших городов Европы. В конце XV века окончательно сложилась народность казанских (приволжских) татар, которые сохранили это имя до наших дней. В Казанском ханстве царили мир и спокойствие, развивалась торговля, богатели города. Но так продолжалось недолго. Усиливалась Московская Русь. Москва стремилась контролировать Казань и управлять ее политикой. С 1467 г. по 1552 г. неоднократно направлялись войска на Казань. 23 августа 1552 г. 150-ти тысячная армия во главе с Иваном IV подошла к Казани. 2 октября Казань пала. Все оставшиеся в живых мужчины были истреблены, женщины и дети взяты в плен. Казанское ханство прекратило свое существование. Ее территории были включены в состав Руси. Проблема национального самоопределения татарского народа требовала своего решения. Национальное самосознание татарского народа получило большое развитие в конце 19 и начале 20 века. Особенно в ходе революций 1905 и 1917-х годов. 27 мая 1920 г декрет об образовании ТАССР был подписан председателем СНК В.И.Лениным. В 1921-1922 гг. населению Южного Урала, Крыма, Поволжья, в том числе и Татарской республике, пришлось пережить голодомор. К окончанию гражданской войны сельское хозяйство Татарии было обессилено непомерными реквизициями. В счет продразверстки из республики было вывезено более 10 миллионов пудов хлеба. Общие людские потери составили около полумиллиона человек. Несмотря на различные политические потрясения, в республике шло восстановление народного хозяйства. Этот процесс происходил в условиях новой экономической политики. Начали работать рыночные механизмы, восстановлены фабрики и заводы, развивалось образование, наука, литература, искусство. Работало более 2000 школ (половина из которых являлись татарскими). Был открыт ряд новых ВУЗов. Возникла профессиональная татарская живопись и музыка. Нэп принес с собой «культурную революцию». Однако на духовную жизнь республики неизгладимый отпечаток накладывал формировавшийся тоталитарный режим. Сталинский террор носил массовый и беспощадный характер, стал порождением тоталитарного режима, созданной им обстановки страха и всеобщей подозрительности. Погибли тысячи и тысячи ни в чем неповинных людей. К началу 1940 г. на территории республики были расположены 21 город, более 4,5 тысячи поселков и деревень. Население достигло 3 миллионов человек. Нападение фашисткой Германии на Советский Союз прервало решение созидательных задач. 22 июня 1941 г. и 9 мая 1945 г. Между этими двумя датами заключена особая страница отечественной истории. Она вобрала в себя 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны советского народа против фашисткой Германии и ее союзников. Это была тяжелейшая война из всех войн мировой истории. Ценой миллионов жизней советский народ отстоял свободу, независимость и территориальную целостность своего Отечества. Обеспечение нужд фронта особое значение отводилось Поволжью, Уралу, Сибири. Одной из важнейших тыловых баз стал Татарстан с его мощным экономическим потенциалом, созданным еще в предвоенные годы. В республику прибывали эвакуированные предприятия. Всего в Татарии было размещено более 70 предприятий. За годы войны завод № 22 г. Казани выпустил более 10 тысяч бомбардировщиков ПЕ-2 и более 80 тяжелых бомбардировщиков ПЕ-8. Примерно столько было произведено на заводе №387 легкомоторных бомбардировщиков ПО-2(У-2). Вместе с эвакуированными предприятиями в республику прибыли 76 тысяч рабочих и служащих. Республика снабжала армию кинопленкой для фотографирования военных объектов, рентгеновской пленкой, минами и снарядами, десантными баркасами, одеждой, военным обмундированием, лыжами, бронепоездами, торпедными катерами, патронами. На массовый выпуск армейской обуви переключился комбинат «Спартак». В Казани около 10 предприятий участвовало в создании различных компонентов для знаменитых «Катюш». Уже к осени 1942 г. Промышленность республики стала одним из крупных арсеналов фронта. За большой вклад в дело обеспечения экономической победы над фашисткой Германией многие предприятия были награждены орденами. В годы Великой Отечественной войны ярко проявились лучшие качества советского человека – патриотизм, самоотверженность, ответственность. В годы войны в области литературы, изобразительного искусства, музыкального искусства были созданы произведения, которые вошли в золотой фонд национальной культуры. Война закончилась. Восторжествовала прежняя модель управления экономикой. Своего апогея достиг тоталитарный режим. В годы войны территория ТАССР не являлась ареной боевых действий. Однако последствия войны были тяжелыми для республики. Она лишилась 11,5 % своего довоенного населения. Из 700 тысяч уроженцев республики, ушедших на фронт, погиб каждый второй. ТАССР оказывала помощь территориям, освобожденным от немецкой оккупации. В 1950 г. были открыты крупные месторождения нефти в Бавлах и Ромашкино. Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась обновлением системы социалистической экономики, которые вызвали активные процессы гражданского, духовного раскрепощения. Омолодились кадры в высшем руководстве страны. Кадровые изменения не обошли стороной и ТАССР. Первым секретарем Татарского обкома КПСС стал М.Ш.Шаймиев. В печати стали появляться статьи, посвященные видным татарским мыслителям. Городам республики вернули исконные названия. Был водружен шпиль полумесяца на башню Сююмбике. Были изданы татарско-русские разговорники, словари. В годы перестройки прекратилось ущемление прав религиозных конфессий, верующих. О новой политике государства свидетельствовало празднование летом 1988 г. 1000-летия христианства на Руси, а в следующем году 1100-летия принятия Волжской Булгарией ислама. Открыто стали отмечаться мусульманские и христианские праздники. Утверждены государственные символы Татарстана: (ноябрь 1991 г.)–Государственный флаг, (февраль 1992г.)-Государственный герб, (август 1993 г.)-Государственный гимн, (6 ноября 1992г.)-принятие Конституции Республики Татарстан. В 90-е гг. Татарстан прошел по пути становления своей государственности. Благодаря суверенитету сложилась новая система внутрифедеральных и международных связей. В 2013 г. исторические памятники Булгар и Свияжск вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это является показателем того, что Республика Татарстан, в составе Российской Федерации, признана международным сообществом как наследник древней культуры на стыке двух цивилизаций Европы и Азии. И является примером гармоничного и толерантного диалога разных культур. В 2013 году Казань и Республика Татарстан достойно провели Всемирные летние студенческие игры. В 2015 г. в Казани состоится Мировой чемпионат по водным видам спорта. В 2018 г. Казань будет являться одним из городов РФ принимающих Мировой чемпионат по футболу. Спасибо за внимание!











    1 из 10

    Презентация на тему: Татарская культура и традиции

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Татарский народ, имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, в том числе и письменности, связан со всей Евразией. Более того, являясь самым северным форпостом мусульманства, татары и Татарстан выступают и как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. Культура и быт

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Культура и быт

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений. Национальная одежда

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Традиционные занятия татар- пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошадям- как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы как золотое шитьё, вышивка тамбуром,кожаная мозаика и многое др. Традиционные занятия

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Татары- единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги. Религия

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Кухня Интересна и разнообразна татарская национальная кухня, которая развивалась не только на основе своих этнических традиций. Большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов. В наследство от булгар в татарской кухне остались катык, бал-май, кабартма, дополнившиеся татарским чак-чаком, эч-почмаком, китайская кухня подарила пельмени и чай, узбекская - плов, таджикская – пахлеве

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Особые нормы и правила принятия пищи налагал ислам. По шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя - последние считались священными. Один из главных пищевых запретов касался вина и других алкогольных напитков "Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил его теряет рассудок. Он не знает Бога, никого не уважает..." - говорил пророк Муххамад. Особые нормы принятия пищи

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Перебивать друг друга в разговоре считается невежливым. Считается неприличным вмешиваться детям в разговор старших (раньше считалось неприличным разговаривать невестке со свекром). Татарская речь очень эмоциональна, что достигается частично употреблением междометий, особенно женщинами.Т ак же речь певуча (особенно в мишарских говорах), по темпу несколько быстрее, чем русская. Обращение жены к мужу до революции характеризовалось тем, что нельзя было вслух произносить имя мужа: оно табуировалось. Речь татар старшего поколения небогата жестами и мимикой. Можно отметить следующие жесты татар: кивок головой направо - налево - отказ; кивок головой сверху вниз - согласие; рукой вперед - указание; похлопывание руками по бедрам - удивление, потрясение; движение ладонью от себя - отвергающий жест: рукой к себе - приглашение и т д Традиции общения

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Семейные традиции Как и у других народов, у татар главными событиями в семье были рождения детей и свадьбы. На праздник, посвященный рождению ребенка, мужчины приглашались отдельно от женщин. Семьи татарского народа в своей жизни основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается общепринятой необходимостью. Татарская семья в своих укладах основывается на патриархальных принципах. Татарские семейные традиции конечно уникальны, но во много они похожи на мусульманские.

    Татары

    Татары-народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан.

    Татары Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

    Женские головные уборы отличались большим разнообразием - разнотипные богато украшенные шапочки. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; Татары Татары

    Татары Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

    Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте - весна, начало яровых; печән өсте - лето, время сенокоса Праздники и обряды Корбан гаете Ураза гаете Сабантуй Курбан-байрам

    Сабантуй Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева. Праздник «Сабантуй» имеет тысячелетнюю историю. В старину празднование сабантуя было большим событием. К нему долго готовились.

    На празднике «Сабантуй» проводятся различные состязания. Смелые пытаются определить, кто из них сильнее и перетянет канат с соперником!

    Г лавное состязание – « курэш » – татарский национальный вид борьбы. Для победы в « курэш » требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки.

    На празднике «Сабантуй» всех гостей встречают с хлебом, солью, с национальными татарскими блюдами – чак-чак, талкэш, калэвэ.

    Татары Основу питания составляют Мясо, молочная и растительная пища супы, заправленные кусочками теста Древнее национальное блюдо - балеш с разнообразной начинкой блины-коймак.

    Национальные блюда Эчпомчак -в начинку кладут баранину Татарский плов- особой популярность у татар пользуется плов Чак-чак - восточная сласть, представляющая собой изделия из теста с мёдом Кузикмяки - это горячие лепешки из пресного теста, сложенные вдвое, с любой начинкой: будь то картофель с луком, пшеничная каша с маслом, тыквенное пюре, мак и еще множество вариантов!

    Спасибо за внимание!







    Религия ислам суннитского толка, православие, атеизм и др.ислам суннитского толка православие атеизм Расовый тип в большинстве европеоиды, в меньшинстве переходные формы между европеоидами и монголоидами типы (уральская раса, южносибирская раса)европеоиды монголоидамиуральская расаюжносибирская раса Входит в Алтайская семья Тюркская ветвь Кыпчакская группа Поволжская подгруппа Алтайская семья Тюркская ветвь Кыпчакская группа Поволжская подгруппа Родственные народы тюркские народы тюркские народы Этнические группы казанские татары, мишари, кряшены, сибирские татары, астраханские татары, касимовские татары, польско-литовские татары, пермские татары казанские татарымишарикряшены сибирские татары астраханские татарыкасимовские татары польско-литовские татары пермские татары Происхождение тюрки, булгары, половцы, буртасы, финно-угрытюркибулгарыполовцыбуртасы финно-угры


    Татары в национальных костюмах: Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. Татарский национальный костюм традиционная одежда татар. Татарский костюм собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар.


    Традиционное жилище татар: Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов. Женская половина дома Ворота татарского дома







    Цели урока:

    • обучающая – изучить национальный состав населения России, ареалы расселения народов России; познакомиться с особенностями религиозного состава населения России;
    • развивающая – развивать умение обобщать и систематизировать знания.
    • воспитывающая – воспитать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны, толерантное отношение к другим народам.

    Оборудование: стенные карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”; атлас; компьютерная презентация.

    Основное содержание: этнос. Этническая территория. Этническая структура населения регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    1. Установите соответствие.

    2. Выберите верный ответ. Экономически активное население в России составляет:

    а) 55%; б) 85%; в) 95%.

    3. Выберите верный ответ. Величина трудовых ресурсов определяется:

    а) численностью работоспособного населения;

    б) количеством безработных;

    в) возрастным составом населения;

    г) количеством работающих пенсионеров и подростков.

    4. Что мешает использованию в производстве всего трудоспособного населения в вашем населенном пункте?

    5. Какое значение в развитии хозяйства страны имеют трудовые навыки населения?

    III. Изучение нового материала.

    Вводное слово учителя: Этнос - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые язык, культуру, хозяйство, территорию, этническое самосознание. Самый главный признак этноса - этническое самосознание человека, т. е. представителем какого народа человек себя ощущает. Этническое самосознание зависит от воспитания, обычаев, религиозной принадлежности, языка и др. Для России характерна мозаичность, многонациональность.

    Сколько народов на территории России? Более 100 (130).

    Работа с картой. Учащиеся на основе изучения карты “Народы России” (см. Приложение , с. 266-267 учебника) и рубрики “Читаем карту” (с. 47-48 учебника) устанавливают, какие народы проживают в России, какие из них самые многочисленные. Анализируя карту (рис. 20 на с. 49 учебника), ученики выясняют особенности этнической структуры населения регионов России. Учитель обращает внимание школьников на мозаичность, пестроту этнической карты России и отмечает, что, с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой - в пределах республик “титульные” народы чаще всего не составляют большинства населения.

    Знакомство с национальным составом Иркутской области по материалам переписи 2010 г.

    Предлагаются обучающимся кейс-презентации “Бурятский народ”, “Украинский народ”, “Татарский народ” /Презентация/. Эти презентации частично могут быть просмотрены на уроке, и даны для самостоятельного просмотра. Цель: знакомство с культурой народов России.

    С конфессиональным (религиозным) составом населения России школьники знакомятся по тексту на с. 50-51 учебника, а учитель дополняет, что число верующих других конфессий невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.

    IV. Итог урока

    Итак, получается, что любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит лепту в формирование Российской государственности, обогащая нашу страну.

    На территории России кроме многочисленных народов проживают малочисленные и их много.

    Делаем выводы, записывая в тетрадь:

    • Россия – многонациональное государство.
    • Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических, политических факторов.
    • Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

    V. Рефлексия учащихся.

    VI. Домашнее задание:

    1) изучить параграф 10;

    2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;

    3) выполнить задания 6 на с. 11 -12; 15 на с. 14; 41-46 на с. 22-23 тренажера.

    Литература.

    1. Е.А.Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии. – М.: “Вако”, 2006г.
    2. С.А.Малиновская. География 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В.Николиной. – Волгоград. “Учитель”, 2006г.
    3. В.В.Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 2009г.