• Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий. Творческие мероприятия

    Произведения искусства и последующее их обсуждение – одна из самых неоднозначных вещей на свете, потому что истины здесь никакой нет. Есть только интерпретация и чувства. «ММ» не ставит своей задачей оценить то или иное произведение, наша цель – не упускать из виду события в мире искусства и рассказывать о них своим читателям, охватывая основные сферы творчества.
    Самая главная часть рубрики «Творчество» – это проза наших авторов и читателей, а также победителей различных литературных конкурсов. Одним словом, всех, кто зацепит подачей или идеей. Их рассказы и повести публикуются в каждом номере «ММ», но и сайт не стал исключением.
    Наверное, у многих возникает вопрос «Что здесь можно найти, помимо научно-фантастической прозы?» Ответ – актуальную информацию о интересных событиях, творчестве. К счастью, их в мире происходит не мало.

    События в мире исскуства

    Во-первых, мы даем важную информацию о креативных событиях Санкт-Петербурга. Все-таки город непросто так называют культурной столицей России – пять из десяти идущих перед вами на Аничковом мосту людей точно заняты в творческой сфере. Это, конечно, шутка и наглое, не подтвержденное никаким социологическим опросом, обобщение, но мысль понятна. В Петербурге очень часто проходят интересные творческие мероприятия – то , то . Выбор – огромный, главное, вовремя читать новости.
    Во-вторых, рассказываем интересное из мира искусства в целом. Кино, конечно, не осталось в стороне – рецензии на новинки кинематографа оставим узконаправленным отраслевым изданиям, но документальные фильмы посоветовать и обсудить можем. Или такие , которые включают в себя видение всех знаменитых режиссеров сразу.

    События в мире дизайна

    События в мире дизайна в России тоже зачастую представлены не только . Ежегодно проходит фестиваль рисовки , фестивали графического дизайна и шрифтов, на которые дизайнеры «ММ» стараются попадать и рассказывать о них на своих страницах. Но не только о графическом дизайне можно узнать в «ММ» – даже мир моды иногда приковывает внимание наших пользователей. Ну а как можно не обратить внимание, например, на эти ?

    Музыкальные события в России

    Музыкальные события в России в последнее время вызывают большой общественный интерес, и мы изучаем самые (конечно, сугубо на наш взгляд) интересные и заслуживающие внимания. Но не с потребительской точки зрения, а с научной. Почему, например, все население страны не могло выкинуть из головы ? Если творчество представить машиной со своим механизмом и принципом действия, то наш журнал собирает для вас результаты её работы.

    Для воплощения каждой идеи в жизни необходимо уметь красиво преподнести её. А это возможно только при качественной организации. Если вы научитесь организовывать презентации, деловые мероприятия и т.п., а также привлекать к своей деятельности средства с помощью фандрайзинга, то ваша идея будет успешно реализована.

    Мероприятие - это заранее спланированные и определенные по теме, месту и времени действия организатора, проводимые для участников в своих интересах.

    Мероприятия различаются по своей направленности, целям, функциям и периодичности.

    Мероприятия делятся на следующие основные группы: регулярные, нерегулярные, массовые и корпоративные.

    Под регулярным мероприятием понимается форма управленческой деятельности, содержанием которой является совместная работа под руководством организатора регламентированного количества участников в заранее известные время и место по обсуждению и принятию решения по определенному повесткой дня вопросу.

    Под нерегулярным мероприятием понимаются действия организатора в определенной сфере в случае необходимости продвижения своих интересов.

    Массовое мероприятие – это действия организатора, которые проводится для большого количества участников по заранее составленному плану и сценарию в целях реализации своих интересов.

    Организация мероприятий - увлекательный, но очень сложный, ответственный процесс, требующий временные, идейные, человеческие ресурсы. И чем грандиознее организация мероприятий, тем больше этих ресурсов требуется.

    Сегодня многие успешные компании для продвижения торговой марки или продукта используют качественно организованные яркие мероприятия. Контакт с аудиторией на эмоциональном уровне, который устанавливается в процессе мероприятия, позволяет более качественно и эффективнее влиять на целевую аудиторию. Они позволяют добиться следующих целей:

    • построение и продвижение успешного бренда
    • создание новостного повода для PR-кампании продукта или услуги
    • яркий, динамичный выход продукта на рынок
    • позиционирование торговой марки, управление имиджем бренда
    • продвижение торговой марки путем продвижения события
    • формирование лояльного отношения к товару у целевых групп потребителей
    • эффективное продвижение продуктов, характеризующихся импульсным спросом

    Этапы подготовки мероприятия:

    1. Определить тему и возраст аудитории
    2. Определить цели мероприятия
    3. Определить структуру мероприятия
    4. Создать оргкомитет мероприятия
    • Разработка оригинальной концепции и написание сценария мероприятия
    • Подбор площадки, соответствующей выбранной концепции и вашим пожеланиям
    • Менеджмент мероприятия (подготовка, ведение, организационная часть)
    • Подбор ведущего мероприятия
    • Организация выступлений артистов, музыкантов, ведущих, аниматоров
    • Художественное оформление мероприятия: разработка дизайна и производство декораций, аренда и производство костюмов, флористические композиции, оформление шарами
    • Техническое оформление мероприятия: световое и звуковое оборудование, фейрверки и салюты, лазерное шоу
    • Кейтринг (отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удалённых точках, включающая все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании, а также осуществляющих обслуживание мероприятий различного назначения и розничную продажу готовой кулинарной продукции. На практике под кейтерингом подразумевается не только приготовление пищи и доставка, но и обслуживание, сервировка, оформление и тому подобные услуги.)
  • Привлечь средства для проведения мероприятия
  • Существуют следующие виды мероприятий:

    Имиджевые и PR мероприятия : научно-технические конференции, конгрессы, съезды, симпозиумы, посвященные достижениям и разработкам в той или иной области

    Этот тип мероприятий относится, несомненно, к деловым мероприятиям. Приём для деловых партнёров, презентация новых товаров или услуг, автографсессия знаменитости, пресс-завтраки - это всё мероприятия, направленные на обмен информацией, продвижение, установление контактов и поддержание репутации, улучшение имиджа как среди непосредственных участников самого мероприятия, так и среди более широкого круга тех, кто о нём узнает.

    Презентации, пресс-конференции, выставки, форумы

    Презентация - это современное деловое мероприятие, целью которого является привлечение внимания к компании в целом, к её достижениям, отдельным товарам или услугам. Это эффективный и комфортный способ взаимодействия с представителями, партнёрами или клиентами компании, который помогает проводить эффективное позиционирование и личный контакт с аудиторией. Организация презентации, как и организацию любого мероприятия, подразумевает под собой подбор площадки и написание сценария, подбор развлекательной программы, если она планируется. Так же успех презентации зависит и от приглашённых на неё гостей - это могут быть не только деловые партнёры или клиенты, но и журналисты и известные медийные личности, чьё появление повысит интерес к мероприятию в целом, а, значит, и к презентуемым товарам или услугам. Конференции, выставки и форумы, как и презентации - так же виды деловых мероприятий, чья успешность напрямую зависит от опыта координирования и эффективного менеджмента мероприятия, от умения держать все элементы мероприятия и видеть картину в целом. Трудно переоценить важность подбора площадки для этих мероприятий, т.к. во многом они являются имиджевыми.

    Обучающие тренинги и семинары

    Могут быть направлены на разные темы.

    Спортивные мероприятия

    Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

    Общественные мероприятия

    Карнавал. Что такое карнавал в понимании любого из нас? Это европейский праздник февраля, в ходе которого вступают в силу законы древних, языческих праздников. Издавна в этот день все люди, богатые и бедные, старые и молодые, одинокие и влюбленные, позволяли себе все шалости, которые только могут прийти в их головы! В конце праздника выбирался король карнавала, "действующий" до следующего праздника. И сегодня в это время в любой, будоражащей сознание части света вроде Португалии, Италии, Испании или колонизированной Индии, улицы заполняют живописные шумные процессии на платформах.

    Собрание - это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

    Шествие - одна из форм публичных мероприятий, массовое торжественное прохождение людей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, или протестное прохождение с каким-либо требованием; процессия.

    Монстрация (от слова демонстрация) - массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами и транспарантами, которые участники используют как основное средство коммуникации со зрителями, друг с другом, как средство самовыражения, как художественную технику, при помощи которой они осмысляют окружающую действительность. По большей части содержание транспарантов выглядит предельно абсурдизированным и аполитичным, однако они имеют многозначность. Это действо не по сценарию, дата известна заранее (1 мая каждого года), автор обозначает лишь место, и точное время начала, остальное - это импровизация участников действа. В связи с этим организаторы относят Монстрацию не к флешмобу или перформансу, а к хэппенингам. ((англ. perfor mance - выступление, исполнение, игра, представление) - форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, входящего в концептуализм 1960-х годов. Перформанс - короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи или музея. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе - пейзажный перформанс.Коренное отличие перформанса от театра состоит как раз в том, что исполнитель или участник художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые ничего, кроме них самих, не изображают. Причем в противовес хэппенингу с его импровизационностью и спонтанностью перформанс осуществляется группой лиц по предварительному сговору, и основной смысл его опять же не в нем самом, а в пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников.)

    Пикет - небольшая группа людей, собравшаяся для выражения какого-либо протеста.

    Парад - торжественное прохождение (торжественный марш) войск или военной техники. Проводится, как правило, в дни официальных праздников, торжеств государственного и военного значения, а также после завершения крупных военных учений (исторически манёвров). Реже парадами называются торжественное прохождение различных коллективов, организаций, движений или партий.

    Современные городские мероприятия – это не просто массовые гуляния или только торжественная часть. Сегодня организация городских мероприятий включает удачное сочетание интересов публики и организаторов, взрослых и детей, тематики мероприятий и общей привлекательности.

    Благотворительное мероприятие. В нашей стране им, как, впрочем, и таким способом сбора средств, как благотворительный телемарафон или лотерея, очень много спекулировали. Поэтому доверие населения к такому способу обращения за помощью сильно упало. Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

    Светское событие или светская вечеринка – это мероприятие или бал с участием светских людей, политиков, звезд кино и эстрады.

    Корпоративные мероприятия и teambuilding

    Для любой компании внутренние торжества и мероприятия не менее важны для успешной деятельности, чем организация приёмов для клиентов и партнёров. Эти мероприятия могут быть направлены на поддержание имиджа компании среди её сотрудников, на поощрение и усиление внутрикорпоративного духа. является и эффективным маркетинговым инструментом, позволяющим не только порадовать сотрудников, но и отметить знаменательные даты или события в жизни компании, использовать как информационный повод для различных публикаций и сообщений, напомнить о компании, или поддержать её имидж и социальную направленность.

    Как особый вид корпоративных мероприятий, выделяется teambuilding - мероприятие, направленное на сплочение коллектива всё организации или одного из подразделений, если организационная структура достаточно обширна.

    Церемонии и концерты

    Церемонии - масштабные мероприятия представительского уровня. Особенности этого типа мероприятий в необходимости не просто тщательной подготовки, но и в особом алгоритме разработки сценария и программы, связанным с необходимостью соблюдения требований протокола. На церемониях частыми гостями и лауреатами являются и знаменитые люди, и первые лица государств.

    Концерты - особый вид мероприятия, который может существовать и как отдельный проект, так и проводится в рамках любого другого типа мероприятий.

    Светские рауты

    Светский раут – тонкое дипломатическое мероприятие, требующее особого подхода к организации, стиля, чувство меры и безупречного соблюдение этикета. В планировании светского приема не может быть мелочей. Важно все – от цвета салфеток на столах и формы одежды обслуживающего персонала до места проведения и времени начала мероприятия. Как и в организации любого мероприятия, в планировании светского приема важно заранее четко определиться с целями и задачами. Решить, что именно вы ожидаете от этого приема, кого ходите пригласить и какое количество гостей вы готовы принять.

    Частные мероприятия

    В нашей жизни существует много значимых для нас событий, которые хочется отметить с особой пышностью и трепетом, в кругу семьи и близких нам людей. Масштаб мероприятия может быть самый различный – от романтического ужина до грандиозного торжества

    Театрализованные представления

    Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.

    Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.

    Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.

    Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства.

    Фандрайзинг

    Фандра́йзинг , иногда фандре́йзинг (от англ. Fundraising) - процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.

    Фандрайзинг (Fundraising) (от англ. "fund" – запас, фонд, капитал, денежные средства и "raise" – поднимать, повышать) - организованный поиск и сбор финансовых и иных средств, в частности, для осуществления благотворительной поддержки социально значимых проектов, программ и акций, общественных институтов.

    Часто это понятие понимают очень буквально – как поиск денег. На самом деле фандрайзинг предполагает сбор ресурсов разного вида. Это могут быть деньги, подарки, бартер, аренда помещения, труд волонтеров и т.д.

    В фандрайзинге главное не деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых требует поддержки.

    Итак, мы подошли непосредственно к самому процессу осуществления деятельности по привлечению средств в организации. Ниже приводится примерный поэтапный план действий по работе в области фандрайзинга.

    1 этап. Выбрать задачу, которую необходимо решить с помощью полученных ресурсов. Установить временные рамки.

    2 этап. Собрать полную информацию и продумать аргументы в свою пользу.

    3 этап. Проанализировать возможные мотивы потенциальных спонсоров: какие из них можно поощрить.

    4 этап. Проанализировать прошлый опыт сбора средств, определить своих сторонников, к которым можно обратиться в первую очередь. Определить, к кому можно еще обратиться.

    5 этап. Подготовить и размножить материалы для предоставления спонсорам (заявки, пресс-релизы и др.).

    6 этап. Согласовать внутри организации методы сбора средств.

    7 этап. Организовать работу помощников (тех, кто непосредственно будет собирать пожертвования). Необходимо убедиться, что они имеют необходимую информацию и материалы для своей работы.

    8 этап. Установить порядок контроля за поступлением средств.

    Методы фандрайзнга:

    • Телефандрайзинг (telefundraising) - обращение к потенциальным донорам и благотворителям по телефону и по факсу.
    • Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) - обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
    • Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) - персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
    • Солофандрайзинг (solo fundraising) - приобретение поддержки.
    • Событийный фандрайзинг (events fundraising) - проведение различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.)

    Важными аспектами фандрайзинговой стратегии являются следующие:

    1. Написание бизнес-плана проекта.
    2. Написание спонсорского предложения.
    3. Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров.
    4. Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон.
    5. Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).

    Фандрайзинг широко практикуются для подготовки и проведения специальных мероприятий, таких как балы, званые вечера, конкурсы, марафоны, аукционы, презентации, конференции, обеды. Во время их подготовки и проведения привлекается внимание потенциальных доноров и одновременно собираются необходимые средства. Во время такого мероприятия важно отметить каждого из прибывших гостей, если необходимо, выделить конкретного гостя из остальной публики.

    В заключении следует отметить, что фандрайзинг - не выпрашивание денег, а спланированная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно. Сущность фандрайзинга - установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку.

    Организаторская работа имеет «дистанцию». На дистанции между стартом и финишем расположены этапы.

    СТАРТ – получение задания

    1-й этап – определение цели и усвоение задач 2-й этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители) 3-й этап – планирование работы и распределение задач 4-1 этап – оперативное руководство (согласование, учет, контроль) 5-й этап – анализ эффективности и подведение итогов работы

    ФИНИШ – отчет о выполнении задания

    Правила организаторской работы:

    Правило №1. Получив задание, разберитесь в нем. Правило №2. Учитывайте возможности членов коллектива. Правило №3. Определите, что может понадобиться вам в работе. Правило №4. Работа должна быть понятна каждому. Познакомьте всех членов группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения. Правило №5. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. Правило №6. Будьте внимательны при завершении работы. Требуется отчетность о выполнении задания от всех, кому давались поручения. Правило №7. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем.

    С чего начать?

    НАЧИНАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ЛЮБОГО ДЕЛА СЛЕДУЕТ С ФИНАЛА!

    Финал мероприятия – тот результат, который мы достигаем (например: башня из песка, плакат на тему…), то эмоциональное состояние, настроение, в котором пребывают участники после того, как все завершилось.

    Работа творческой группы

    1. определение основной темы, связывающей все, что происходит во время мероприятия.
    2. определение формы или вида мероприятия.
      • межлагерная форма
      • общелагерная форма
        • шоу, полностью подготовленные заранее и не предусматривающие импровизации
          • конкурс песни, танца
          • вожатский концерт
          • спектакль
        • шоу, сочетающее в себе как элементы, подготовленные заранее, так и элементы импровизации
          • Мистер или Мисс лагеря
        • шоу, не требующее подготовки участников и основанные исключительно на импровизации во время действия
          • конкурс актерского мастерства
          • Любовь с первого взгляда
      • межотрядная форма

    Распределение обязанностей по блокам подготовки

    Необходимы ответственные за блоки:

    • сценарий
    • репетиции
    • техническое обеспечение
    • оформление
    • музыкальное оформление

    Главная задача ответственного состоит в том, чтобы объяснить другим, как легче справиться с заданием, ответить на вопросы, рассказать все относительно сроков, порядка информации о ходе дела.

    1. Разработка сценария

    Этап написания сценария – один из самых сложных этапов подготовки мероприятия. Для этого удобно использовать сценарный план мероприятия :

    1. форма мероприятия
    2. название
    3. время проведения
    4. место проведения
    5. задачи
    6. ответственные за:
      • сценарий
      • репетиции
      • техническое обеспечение
      • оформление
      • музыку
    7. инструментарий (реквизит)
    8. обязанности и роли
    9. декорации
    10. содержание:
      • настройка зала (игры с залом)
      • текст ведущих и действующих лиц
      • текст вызова отрядов (если предполагается)
    11. финал и последействие

    Главная задача ответственного за сценарий – систематизация данных, полученных от других (данные об оформлении, техническом обеспечении и т.д.), а так же написание текстов для ведущих, для актеров, для настройки зала и т.д.

    Если шоу требует выбора лучших, то, конечно, не обойтись без жюри. Кто может быть жюри?

    • весь зрительный зал (выбор аплодисментами, поднятие цветных карточек, тайное голосование и т.п.). Но при зрительской оценке возможна необъективность.
    • приглашенное жюри, главное, чтобы их мнение уважали участники.

    И самое приятное – награждение. Необходимо сделать так, чтобы ни один участник не остался незамеченным, не ушел с ощущением неоцененности непризнанности.

    2. Продумывание реквизита

    Ответственный за этот блок должен предусмотреть все, что может понадобиться во время мероприятия: костюмы, декорации, освещение и т.д.

    3. Подбор музыки

    Даже если в лагере есть ди-джей, все равно один из членов творческой группы должен взять на себя ответственность за взаимодействие с ним. В обязанности ответственного за этот блок входит информирование ди-джея о необходимой музыке, месте и времени репетиций и самого мероприятия, контроль работы ди-джея и помощь ему.

    4. Репетиции

    Человек, ответственный за этот блок, должен построить график репетиций, заранее раздать текст участникам и информировать их о месте и времени репетиций, продумать мизансцену (нахождение участников на сцене).

    Важно не забыть следующие моменты:

    • сценарий должен быть на руках у каждого
    • репетируются сначала отдельные сцены, а затем все соединяется в общую картину
    • музыкальное сопровождение репетируется вместе с действием на сцене
    • необходимо, чтобы участники на сцене не заслоняли друг друга, были хорошо освещены говорили громко и глядя в зал
    • лагерное радио
    • анонс на общелагерном сборе (на линейке, на дискотеке)
    • объявления в отрядах
    • вывешивание рекламных плакатов и т.п.

    Структура мероприятия

    1. Настройка зала

    Настройка начинается еще с момента входа в зал. Встреча участников. Оглашение того, зачем все сегодня собрались. В зале уже должна звучать музыка, сцена должна быть оформлена декорациями.

    Чтобы перед действием воцарила тишина, необходимо использовать техники настроя зала:

    • игры с отбивание ритма
    • игры с повторяющимся движением и текстом
    • игры с использование музыкально сопровождения
    • игры с сознательным провоцированием аплодисментов

    2. Творческая завязка

    Создание интриги и мотивации на активное участие зрителей.

    Типы интриг : смена пространства, световая, музыкальная, театральная пауза, легенда.

    В творческой завязке ставится задача, которая должна привести к какому-нибудь необычному результату.

    3. Действие с включением всех участников

    4. Работа со зрителями

    Необходимо включать конкурсы со зрителями, игры с залов для заполнения пауз.

    5. Особенности логического завершения мероприятия

    Сюжет завершается словами ведущих о том, что все получилось, и мы достигли необходимого результата, например, нашли «ключи от города Солнце» или закрыли «двери в страну Зла».

    6. «Жирная» эмоциональная точка

    Может быть ярка, лирическая, загадочная...

    Подробнее о сценарии

    В сценарии конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, в какой обстановке происходит действие.

    Продумывание композиции

    Композиция – организация действия и соответствующее расположение материала. Компоненты композиции:

    1) Экспозиция (ввод в действие).

    Короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Располагается в начале, она кратковременна и в ней отражается общий характер темы будущего мероприятия. Экспозиция дает начало действию.

    2) Завязка (начало конфликта, начало основного действия).

    3) Основное развитие.

    Здесь укладывается основной сюжет мероприятия. Делится на блоки, которые завязаны на теме.

    4) Кульминация (наивысшая точка развития конфликта)

    Кульминация – это центральное, главное событие.

    5) Развязка (разрешение конфликта).

    Уровни сценарной записи В зависимости от сценарной обработки материала предполагаются разные уровни сценарной записи:

    1. Сценарный план.

    Скелет сценария. Отражается тема и идея, характеристика аудитории. Остальная часть сценарного плана – это набросок композиционного построения.

    2. Литературный сценарий.

    Подробная литературная разработка замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкального оформления и использования всех технических сопровождений (слайды, световые эффекты).

    3. Режиссерский сценарий.

    Точно указывается сценическая площадка, конкретное использование технических служб.

    Расписывается звуковое и световое сопровождение, а также организационные моменты: конкретно КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ!

    Этапы работы над замыслом сценария

    В процессе работы над замыслом можно проследить этапы:

    I. Сбор и поиск материала; II. Определение тематической основы: изучение предполагаемой аудитории, постановка задач; III. Поиск дополнительных фактов, уточнение событий. Поиск, если необходимо, реальных героев, работа с ними. IV. Отбор художественного материала. Отсмотр номеров, подбор видеоряда. V. Выбор формы, обоснование конфликта. Поиск сюжетного хода, образной выразительности, спецэффектов.

    Эмоционально-выразительные средства :

    • живое слово;
    • поэзия;
    • хореография;
    • музыка.

    VI. Непосредственная работа над композицией сценария. Отбор приемов активизации зрителя, постановка и поиск решения организационных вопросов.

    VII. Сценарная запись.

    Культурно-массовые мероприятия проводятся с целью всестороннего духовного развития человека. Со спецификой их подготовки, а также разнообразием форм вы можете ознакомиться из материалов данной статьи

    Организация и проведение масштабных социально-культурных массовых мероприятий имеет свои особенности.

    Они зависят от таких факторов, как масштаб, многопрофильность и многоплановость.

    При подготовке таких мероприятий требуется координация действий различных учреждений и служб.

    Главное в статье:

    Какие функции выполняет культурно-массовая работа

    Культурно-массовая деятельность имеет универсальный характер, который объясняется, в первую очередь, богатством ее видового и предметного разнообразия. Главная цель такой работы заключается в обеспечении всестороннего духовного развития населения.

    Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

    Ее основными функциями являются:

    1. Гедонистическая.
    2. Воспитательная.
    3. Развивающая.
    4. Социализации.
    5. Возрождения народных традиций.
    6. Художественно-творческой активности.

    Культурно-массовая работа в определенной степени носит характер забавы, направленной на то, чтобы отвлечь посетителей от насущных проблем. При этом она несет в себе что-то новое, способствующее дополнительному образованию и самообразованию человека.

    В процессе такой работы воспитывается эстетический вкус, развиваются творческие способности, происходит возрождение духовных ценностей. Она является своеобразным стимулом социальной активности людей, включения их в культурно-творческий процесс.

    Какая специфика подготовки массовых мероприятий соцкультурной направленности

    Работа по подготовке и проведению массового характера осуществляется в поэтапном порядке. Начинается она с создания оргкомитета. Его председателем, как правило, назначается представитель соответствующего органа власти. В состав могут быть включены сотрудники разных структур, которые отвечают за те или иные виды работы.


    В обязанности оргкомитета входит:

    • составление плана работы и определение общего замысла события;
    • нахождение источников финансирования и утверждение сметы расходов;
    • оказание помощи в установлении связи между другими организациями и учреждениями;
    • наблюдение за ходом мероприятия;
    • анализ проделанной работы.

    На заседаниях организационного комитета заслушивается информация, касающаяся подготовки по каждому отдельному направлению мероприятия. Члены комитета могут выезжать на места и оказывать помощь в налаживании взаимосвязи между теми или иными структурами, которые имеют непосредственное отношение к данному событию.

    Кроме головного оргкомитета, могут создаваться организационные комитеты регионального уровня или же отдельные рабочие группы по конкретным направлениям общей программы. Работа каждого из этих структурных элементов осуществляется в соответствии с планами. В них детально описывается профильная часть программы мероприятия.

    Работа оргкомитета продолжается даже после начала мероприятия. В это время члены комитета ведут наблюдение за ходом события, при необходимости оказывают помощь. По его окончании оргкомитет проводит анализ проделанной работы.

    Отдельную специфику имеет организация таких культурно- массовых мероприятий, как конкурсы и смотры. Их подготовка и проведение осуществляется в следующем порядке:

    • создание рабочей группы;
    • уточнение целей и задач;
    • планирование работы;
    • назначение ответственных за каждый раздел плана;
    • подбор участников;
    • подготовка сценарной основы;
    • репетиционно-постановочные действия;
    • реализация проекта;
    • анализ полученного результата;
    • подведение итогов.

    Оргкомитет разрабатывает условия конкурса, организовывает оповещение, осуществляет предварительный отбор участников. Особая роль в подготовке и проведении данных мероприятий отводится жюри.

    Как провести культурно-массовое мероприятие

    Проведение массового мероприятия социально-культурной направленности – процесс сложный, требующий тщательной подготовки. Его основными этапами являются:

    • определение темы, задач, масштаба и формы мероприятия;
    • сбор первоначальной информации и формулировка целей;
    • составление сметы;
    • создание рабочих групп для подготовки и проведения события;
    • разработка сценария;
    • проведение репетиций;
    • реализация проекта;
    • анализ мероприятия.

    Деятельность рабочих групп направлена на решение единой задачи, которая заключается в достижении понимания целесообразности этой деятельности. Если каждый участник группы будет заинтересован в осуществлении поставленной задачи, станет намного легче.

    Очень важным моментом является создание оптимальных организационно-педагогических условий для осуществления творческого процесса. Это позволит выработать у участников чувство ответственности за порученное дело. У них появляется возможность соизмерить собственные силы.

    Наиболее сложным и не менее ответственным этапом является проведение самого мероприятия. При этом очень важно иметь план наблюдения за его эффективностью. Организаторы каждую минуту должны быть готовыми к любой, даже самой неожиданной реакции зрителей. Ведь самое главное, это не растеряться и найти выход из любой ситуации.

    Заключительным этапом является анализ массового мероприятия. Он проводится для того, чтобы участники, выполняя оценку проделанной работы, смогли проявить самокритичность. В результате анализа делаются выводы, учитываются все недоработки, вносятся предложения, разрабатываются рекомендации.

    Какие формы проведения массового мероприятия

    В современном обществе накопилось достаточное количество практического опыта в области проведения массовых мероприятий. С годами сложились определенные культурные традиции, сформировались основные формы и приемы.

    Сегодня можно выделить два типа массовых мероприятий:

    1. Крупномасштабные – массовые зрелища, театрализованные представления, праздники и другие;
    2. Маломасштабные – ритуальные и церемониальные шествия.

    Наиболее часто массовые мероприятия проводятся в форме праздника. Эта форма события отличается такими качествами, как:

    • многогранность;
    • коллективное сотворчество;
    • способствование формированию и духовному развитию человека;
    • способность отражать художественные, исторические и экономические ценности народа.

    Массовые праздники и зрелища в своей структуре могут содержать представления, ритуалы, обряды, спектакли, состязания, парады, шествия и прочее. Хотя каждая из перечисленных форм может существовать и как отдельная единица.

    Наиболее крупной формой современного массового мероприятия является театрализованное представление. Оно проводится на основе сценария и имеет собственную идейно-тематическую основу. В настоящее время такое событие проводится редко, так как для его осуществления требуется немало организационных усилий и финансовых затрат.

    Такие крупномасштабные мероприятия в большинстве случаев проводятся для детей в период новогодних праздников во дворцах культуры. Если речь идет о маломасштабных событиях, то они могут входить в состав крупномасштабных или же проводиться самостоятельно.

    Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

    1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
    2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
    3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
    4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
    Цели:
    1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
    2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
    1. I . Формы как способ реализации содержания
    деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
    1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
    В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
    1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
    1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
    1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
    Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
    • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
    • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
    • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
    • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
    • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
    1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
    • Конкурсно-игровыми;
    • Театрализовано-игровыми;
    • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
    Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
    1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
    1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
    Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
    1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
    1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
    1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
    Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
    1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
    Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
    1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
    1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
    • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
    1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
    1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
    • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
    • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
    • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
    • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
    • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
    1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
    1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
    1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
    1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
    1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
    Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
    • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
    • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
    • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
    • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
    • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
    • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
    В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
    1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
    Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
    • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
    Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
    • Хореография , пение, драматургия.
    Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
    • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
    • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
    Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
    • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
    • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
    • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
    Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
    1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
    1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
    1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
    1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
    1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
    1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
    1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
    1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
    1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
    1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
    1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
    1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
    1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
    1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
    1. http://ru.wikipedia.org
    1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
    1. http://revolution./culture/00213325_0.html
    1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost