• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Сохранение физического и психического здоровья детей

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Цель педсовета:

    1. Систематизировать знания педагогов по данной теме.
    2. Учить анализировать и оценивать деятельность коллег.
    3. Закрепить умение на основе фактического материала формировать педагогические выводы.

    Подготовка к педсовету.

    1. Изучение методической литературы:

    • Зимонина В.Н. «Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного» .
    • «Расту здоровым» : Програм. -метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений.
    • Доскин В.А. «Растем здоровыми» : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.
    • Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» . Методическое пособие.
    • Программа «Основы здорового образа жизни» Ч.1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений.
    • Доман Г. и Д., Хаги Б. «Как сделать ребенка физически совершенным» .
    • Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет» .
    • Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет» .
    • Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) » .
    • Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья. Старшая группа» : Методическое пособие для педагогов ДОУ.
    • Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» . Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной к школе группы детского сада.
    • Т.И. Осокина «Физическая культура в детском саду» . «Игры и развлечения детей на воздухе» .
    • «Организация активного отдыха в детском саду» д/в №10/07, с.26; 2/02, с.12; 10/02, с.13; 3/03
    • А.В. Кенеман «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» .
    • «Как воспитать здорового ребенка» по программе В.Г. Алямовской, д/в №11 2004, с.8.
    • «Физическая культура в семье» .
    • «Воспитание интереса к физкультуре» , д/в 2/06, с.34.
    • «Воспитательно – оздоровительная работа» д/в №9/03, с.23; 6/04, с.9; 10/04, с.9; 2/05, с.33.
    • «Комплексный подход к физвоспитанию» д/в «6/03, с.7; 3/09, с.37; 10/06, с.31; 11/06, с.14;, 2/07
    • Т.Верясова «1, 2, 3, 4, 5 вышли пальчики гулять» .
    • «Учим детей общению» .

    2. Просмотр открытых мероприятий и проведение практических занятий с педагогами и детьми:

    • Практическое занятие «Я занимаюсь гимнастикой» (Квиткова С. В.)
    • Игровое занятие с элементами пальчиковой гимнастики (Колесова Н. А.)

    3. Подготовка консультаций для педагогов:

    • «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (Станиславова М. В.)
    • «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно – оздоровительной работе ДОУ» (Квиткова С. В.)
    • «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста» (Тимофеева О. Л.) .

    4. Тематический контроль по теме педсовета.

    5. Диагностика знаний, умений и навыков детей по разделу: «Физическое воспитание» .

    6. Экспресс – опрос педагогов.

    7. Анкетирование родителей.

    Домашнее задание:

    Изготовление папки – передвижки по теме педсовета.

    План проведения педсовета:

    1. Выполнение решения предыдущего педсовета.
    2. Вступительное слово заведующей ГБДОУ Пошехоновой О. В. о значении повышения качества физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
    3. - Анализ состояния физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

    (Итоги тематического контроля) Шумакова Г. А., старший воспитатель ДОУ.

    Итоги анкетирования родителей. Шумакова Г. А., старший воспитатель ДОУ.

    4. Выступление Хлопиной Н. В. .

    5. Выступление на тему: «Эффективные формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»

    6. Выступление на тему: Квиткова С. В., воспитатель.

    7. Выступление на тему: «Нетрадиционные методы оздоровления детей» . Тимофеева О. Л., воспитатель.

    8. Педагогическая разминка. Шумакова Г. А., старший воспитатель ДОУ.

    9. Разное: принятие основной образовательной программы ГБДОУ д/с №1.

    10. Проект решения педагогического совета.

    Правила педсовета:

    1. На вопросы по теме отвечать кратко, грамотно, оперируя педагогическими понятиями.
    2. Вносить дополнения и предложения коротко, ясно и убедительно.
    3. Следить за ходом выступлений, выделять главное, анализировать.

    Ход педсовета.

    1. Выполнение решения предыдущего педсовета.

    Слушали: Заведующего ГБДОУ «Детский сад №1» Пошехонова О. В. Она рассказала, что на предыдущем педсовете были приняты годовые задачи на 2014-2015 учебный год. Задачи, поставленные в годовом плане, решаются согласно плана.

    Решение: Продолжить выполнение годового плана для разрешения поставленных задач.

    • Вступительное слово заведующего ГБДОУ «Детский сад №1» Пошехоновой О. В. о значении повышения качества физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

    Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие» . И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.

    Ведь совсем не зря А. Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений. Мы выяснили, что, когда дети обладают этими навыками, физическая подготовка и спорт становятся второй натурой. Большинство детей еще не овладели этим, поэтому они так неохотно двигаются» .

    В этих словах есть доля правды.

    Развитие двигательных навыков имеет огромное значение не только для занятий спортом или физической подготовкой. Эти навыки необходимы и в таких, казалось бы, совершенно различных видах деятельности, как работа хирурга, управление самолетом, танцы, занятия лепкой, автогонки. Человек, двигательные навыки которого развиты недостаточно, вряд ли сумеет полностью реализовать свои желания в широком спектре человеческих профессий.

    До того, как ребенку исполнится 6 лет, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы ребенок овладел широкой гаммой двигательных навыков.

    Это – необходимое условие построения фундамента жизни ребенка, которое и обеспечит ему возможность заниматься спортом, и откроет доступ к самым различным видам человеческой деятельности, и просто позволит наслаждаться сильными, уверенными и ловкими движениями собственного тела.

    • Анализ методической литературы по данному вопросу, отбор наиболее необходимой и интересной, в которой можно найти большое количество методов и приемов по внедрению физкультурно – оздоровительной работы в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

    Решение: использовать в работе методическую литературу по данному вопросу.

    3. Анализ состояния физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

    Слушали: Шумакову Г. А., старшего воспитателя ДОУ, она познакомила педагогический коллектив со справкой о проведении тематической проверки по теме педсовета.

    /справка прилагается/

    4. Итоги анкетирования родителей.

    Слушали: Шумакову Г. А., старшего воспитателя. Она познакомила педагогов с итогами анкетирования, зачитала отчет по данному вопросу с рекомендациями (отчет и анкеты прилагаются) .

    Решение: Регулярно проводить всеобуч для родителей по воспитанию физически здоровой личности.

    5. Выступление старшей медсестры Хлопиной Н. В. «Пути снижения заболеваемости и правильное питание детей дошкольного возраста» : «Профилактика заболеваний сотрудников детского сада» .

    6. Выступление на тему: «Формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ» . Станиславова М. В., воспитатель.

    7. Выступление на тему: «Эффективные методы и приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Квиткова С. В., инструктор по физической культуре.

    8. Выступление на тему: «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми» . Воспитатель Тимофеева О. Л.

    9. Старший воспитатель Шумакова Г. А. педагогическая игра-викторина «Расти здоровым, малыш!» .

    «Педагогическая разминка» .

    Даются задания:

    • Назвать пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости (по 5 штук)

    Примерные пословицы и поговорки:

    Кто смел, тот и на коня сел.
    - Кто смел, тот первый поспел.
    - Бой отвагу любит!
    - Смелость города берет!

    Любого за пояс заткнет.
    - Где смелость, там и победа!
    - Один за всех и все за одного!
    - Спорт не опасен, если ты мужеством красен!

    Берись дружно – не будет трудно.
    - Сильный скачет, а слабый плачет.
    * Продемонстрировать Физминутки (по 2 штуки)
    * Загадать загадки (по 5 штук)

    Примерные загадки:

    Скажи какой железный мяч

    Одной рукой толкнул силач? (ядро)

    * Взял дубовых два бруска
    Два железных полозка,
    На бруски набил я планки
    – Дайте снег! Готовы… (санки) .

    * Это птица – не синица
    Не орел и не баклан,
    Это маленькая птица
    Называется… (волан) .

    * Тучек нет на горизонте
    Но раскрылся в небе зонтик,
    Через несколько минут
    Опустился… (парашют) .

    * Под гору - коняшки
    В гору – деревяшки. (лыжи)

    * У меня есть два коня
    По воде везут меня,
    А вода – то тверда,
    Словно каменная. (коньки) .

    * Когда весна берет свое
    И ручейки бегут звеня,
    Я прыгаю через нее
    Или она через меня. (скакалка) .

    Что это у Галочки?
    Ниточка на палочке.
    Палочка в руке,
    А ниточка в реке (удочка)

    * Кто из вас ребята знает
    Что закалке помогает
    И полезно нам всегда? (солнце, воздух, вода) .

    * Стоит мой конь
    Как вкопанный,
    Копытами не топает (гимнастический конь) .

    • Продекламировать стихотворения о спорте (по 2 штуки)

    Примерные стихи:
    Мы зарядку делали,
    Прыгали и бегали.
    Стали загорелыми,

    Сильными и смелыми.
    Мы зимой катались с горки,
    Летом плавали в реке,
    Чтоб потом у нас пятерки

    Зазвенели в дневнике.
    Каждый день у нас, ребятки,
    Начинается с зарядки.
    Даже утром самым хмурым

    Веселит нас физкультура.
    И конечно очень важно,
    Чтоб зарядку делал каждый.
    Для занятий, как известно,

    Обруч нам необходим.
    И красиво, и полезно
    Упражненья делать с ним.
    Через прыгалку поскачем

    По дорожке далеко.
    Не сумел бы даже мячик
    Так подпрыгнуть высоко.
    Мы зарядкой заниматься

    Начинаем по утрам.
    Пусть болезни нас боятся,
    Пусть они не ходят к нам.
    Чтоб расти и закаляться

    Не по дням, а по часам,
    Физкультурой заниматься,
    Заниматься нужно нам
    Педагогические ситуации.

    Примерные педагогические ситуации:

    • Кушай сейчас же! И чтоб ничего на тарелке не оставлять, - настаивает мама. Она очень огорчается, когда трехлетняя дочь отодвигает тарелку с недоеденной пищей.

    Очень мало ест, не то, что Игорек, - ест наравне со взрослыми! – вздыхает она. Пусть ест больше, здоровее будет!

    Права ли мать, считая, что объем пищи ребенка должен быть не меньше, чем у взрослого? Каков должен быть объем пищи ребенка дошкольного возраста? Какие советы вы можете дать матери?

    • Шестилетний Виталик оправдывает свое опоздание к обеду тем, что он еще не проголодался.

    Но ведь тебя звали домой! – говорит мама. – Почему не послушал?

    Ну и что? Я еще не хочу есть, ведь только что мне печенье давали.

    Вечером Виталика невозможно вызволить от соседа – сверстника. Снова пререкания:

    Не хочу спать! Еще рано!

    Лишь категорическое вмешательство отца заставляет сына подчиниться родительским требованиям. Со слезами и причитаниями, наспех умытый, Виталик небрежно сбрасывает с себя одежду и отправляется в постель. Долго не засыпает, ноет: «Ведь я говорил, что не хочу спать!»

    Чем объяснить непослушание Виталика, его нежелание вовремя есть, спать? Приучен ли Виталик к режиму? Какую работу Вы проведете с родителями Виталика?

    • Валина мама жалуется врачу, что ее дочь часто болеет.

    Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверное, такая уж она слабенькая от природы? Советуют: надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!

    Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребенка? Как донести это до мамы?

    • Когда Сережины мама и папа работают до поздна, мальчик остается на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!» )

    Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно. Вот и сегодня утром с трудом встал с постели.

    Настроение понурое, ел плохо, капризничает.

    Уж не заболел ли? – беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

    Врач детского сада, осмотрев ребенка, сказал:

    Мальчик здоров.

    Бабушка теряется в догадках: что за причина Сережиного самочувствия?

    В чем причина пониженного тонуса Сережи? Какие телевизионные передачи можно смотреть ребенку дошкольного возраста? Сколько времени ребенок может проводить у телевизора? Объясните, почему.

    «Грамматика фантазий»

    Представьте себе, что Вы:

    • мяч и кроссовок – ваш диалог

    Ракетка и волан – ваш диалог.

    Жюри выставляет баллы.

    10. Обсуждение и принятие основной образовательной программы ГБДОУ д/с №1.

    Решение педагогического совета.

    1. Всю работу педагогического коллектива направить на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости через включение в работу эффективных форм физкультурно – оздоровительной работы.

    Срок: постоянно

    Ответственные: все педагоги.

    • Расширить практику применения нетрадиционных методов оздоровления посредством обновления воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

    Срок: постоянно

    Ответственные: все педагоги.

    • Пополнять уголки по физическому воспитанию нетрадиционным оборудованием,

    Использовать их постоянно в работе.

    Срок: постоянно

    Ответственные: все педагоги.

    • Организовать консультации для родителей с целью оказания помощи в воспитании физически развитого и здорового ребенка, заинтересованного в здоровом образе жизни.

    Срок: 01. 01. 2015г.

    Ответственные: все педагоги

    2. Принять и ввести в работу основную образовательную программу ГБДОУ д/с №1 сроком на 5 лет.

    об итогах проведения тематической проверки в ГБДОУ д/с № 1

    на тему:

    «Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни: двигательная активность детей в режиме дня дошкольного учреждения»

    Согласно плану работы ГБДОУ «Детский сад №1» на 2014 – 2015 учебный год комиссией в составе:

    • Пошехонова О. В., заведующий ГБДОУ «Детский сад №1»
    • Шумакова Г. А., старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад №1»
    • Хлопина Н.В., старшая медсестра

    с 10. 11. 2014 года по 21. 11. 2014 года была осуществлена тематическая

    проверка «Двигательная активность детей в режиме дошкольного учреждения в ГБДОУ «Детский сад № 1» .

    Цель: Анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

    Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

    В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

    Что такое психическое здоровье

    Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

    Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

    Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

    • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
    • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
    • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
    • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
    • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
    • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
    • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

    В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

    Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

    Психическое и психологическое здоровье

    Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

    Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

    Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

    Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

    Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

    Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

    1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
    2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
    3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
    4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
    5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

    Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

    Профилактика и стрессоустойчивость

    Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

    Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

    Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

    1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
    2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
    3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
    4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
    5. «Считайтесь с неизбежным».
    6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

    Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

    Способ 1

    1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

    2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

    3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

    Способ 2

    1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

    2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

    3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

    4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

    Способ 3

    1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

    2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

    3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

    4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

    5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

    Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

    Тест на копинг-стратегии

    Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

    Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

    Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

    Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

    Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

    Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

    Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

    • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
    • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
    • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
    • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

    Психическое здоровье детей и подростков

    Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

    Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

    Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

    Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

    1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
    2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
    3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
    4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

    Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

    Позитивное мышление

    Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

    Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

    1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
    2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
    3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
    4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
    5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
    6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
    7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
    8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

    Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.


    1.Использовать новейшие технологии в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 2.Обеспечить комфортную обстановку и эмоциональное благополучие ребёнка. 3.Снизить негативные эмоции, разрушающие психику и здоровье детей. 4.Развить индивидуальность и повысить самооценку каждого ребёнка. 5.Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и семьи в целях укрепления здоровья детей, повысить компетентность родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей и методах оздоровления.


    Виды деятельности с детьми Сроки проведения Оздоровительные гимнастики (утренняя, перед и после дневного сна) Ежедневно Речевые настройки Ежедневно Профилактическая гимнастика Ежедневно Оздоровительные занятия 2 раза в неделю Аутотренинги Ежедневно Релаксационные упражнения Ежедневно Психологические игры Ежедневно Музыкотерапия Ежедневно Сказкотерапия Ежедневно Куклотерпия Ежедневно Анималотерапия Ежедневно Игротерапия Ежедневно Изотерапия Ежедневно Пальчиковые игры Ежедневно Дыхательные упражнения Ежедневно Офтальмологические паузы Ежедневно Точечный массаж Ежедневно Спецзакаливание Ежедневно Лампа Чижевского 2 раза в день Индивидуальная работа с детьми Ежедневно


    1.Снизилась заболеваемость детей и проявление у них негативных эмоций. 2.Повысилось внимание и активность детей на занятиях. 3.Создана система работы с детьми, которая позволяет детскому организму сбросить излишки напряжения, беспокойства, скованности, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 4.Расширилось и разнообразилось взаимодействие детского сада и семьи, повысилась компетентность родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей и методах оздоровления.














    1.Использование инновационных технологий в работе по профилактике и коррекции социально- эмоциональной сферы и психического состояния воспитанников. 2.Обучение детей методам релаксации и саморегуляции. 3.Обогащение эмоционального опыта ребенка через природу. 4.Развитие эстетического чувства – чувства прекрасного. 5.Повышение компетентности родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей.

    Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

    Курского района Курской области

    Родительское собрание

    «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Гуторова М.С.

    2013 год

    Родительское собрание «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей»

    Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья учащихся.

    Задача:

      Осмысление значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.

      Выявление причин нарушения психического здоровья школьников.

      Разработка направлений и форм взаимодействия школы и семьи по сохранению и укреплению психического здоровья школьников и формированию ценностного отношения их к здоровью.

    Этап проведения

    Классный руководитель:

    Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей.

    С ясным пониманием мы должны отдавать себе отчет в том, что здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье»

    Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

    Здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

      здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;

      здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

      здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).

      здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

    Попробуем дать определение здоровью ребенка.

    1. Здоровье ребенка - это прежде всего оптимальный уровень достигнутого развития - сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту, так как замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалиста - например, детского психолога или медицинского специалиста - педиатра, психоневролога, психиатра.

    2.Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям.

    3.Здоровье ребенка - это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста

    Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей.

    Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания , когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
    К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

      гипертония,

      язвенная болезнь 12-перстной кишки,

      бронхиальная астма,

      сахарный диабет,

      нейродермиты (экзема, псориаз),

      ревматоидный артрит,

      язвенный колит.

    Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной.

    Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.

    Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.

    Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

    Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

    Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание.

    Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу.

    Позвольте мне обобщить причины психического нездоровья детей. Нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.

    Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы. (слайд)

    Пояснения к схеме:

    1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий - это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

    2. Перегрузка - интенсификация учебной деятельности - один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

    3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% - матери.

    Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин - синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

    4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка, непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

    5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего - это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников.

    И, наконец, наш главный вопрос - как защитить наших детей от стрессов, как укрепить их психологическое здоровье? Предлагаем вам небольшую памятку «Как сохранить психическое здоровье ребенка» (раздает тексты).

    * уметь активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка;

    *стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

    * поддерживать успехи ребенка;

    * исключать непоследовательные требования и пустые угрозы, выражение недовольства ребенком;

    * исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку.

    Родители должны знать и понимать психологию детства. Только сами родители способны изменить свою позицию по отношению к ребенку.

    * Эта позиция означает быть не столько ответственным за ребенка, сколько быть ответственным перед ребенком.

    * Это значит обращаться с ребенком не как с недоразвитым взрослым, а как с тем,”кто меньше тебя, но так же велик как ты”.

    Это важнейший принцип охраны психического здоровья ребенка.

    Классный руководитель: Уважаемые родители! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения - процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.

    Решение:

      Проанализировать обстановку в своей семье.

      Научить ребенка и научиться самим переживать стресс.

      Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

      Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

      Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

      Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

      Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

      Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

      Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

      Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГЛУБОКИНСКАЯ КАЗАЧЬЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

    ДОКЛАД НА ТЕМУ :

    «ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    А.А.Бабченкова

    Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Одним из главных признаков здоровья считается способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.

    В настоящее время, в период совершенствования и обновле­ния системы воспитания, гуманизации педагоги­ческого процесса, особое значение придается охране и укрепле­нию физического и психологического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечелове­ческой, глобальной, планетарной. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества.

    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа.

    Почему же сияющий первоклассник превращается в бледного школьника? Обычно, из-за нехватки времени. Современная школа - это не только большие возможности, это еще и серьезные нагрузки, которые превышают физиологические возможности детей. Дети слишком много времени проводят за уроками, мало занимаются спортом, плохо питаются. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие, к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

    Как же сделать так, чтобы ребенок все успевал и оставался здоровым? Недостижимый идеал на самом деле зависит от разумно организованного режима дня, своевременной профилактики болезней и поддержки родителей.

    В становлении здоровья ребёнка огромное значение имеет здоровый образ жизни. Свежий воздух, больше движения, закаливание, здоровая атмосфера в семье - факторы, которые влияют как на эмоциональную составляющую ребенка, так и на его здоровье в целом.

    Понятие «здоровый ребенок» профессор Ю.Ф. Змановский включал помимо физиологических характеристик, психологические, такие как:

    Жизнерадостность

    Активность

    Любознательность

    Высокий уровень умственного развития.

    Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Источником такой целостности развития ребенка, является живое одушевленное и одухотворенное движение человека, т.е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Формообразующим источником этого единства является одухотворенное движение человека, которое преобразует активный энергетический потенциал организма и выступает как средство универсального расширения человеческого сознания.

    Это значит «здоровый ребенок» - сам строит для себя здоровое тело. Высшими критериями и регуляторами такого движения служат ценности человеческой культуры: истина, добро, красота.

    Только с учетом здоровой психосоматической целостности (соматические заболевания психические факторы) - можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу как гармоничному целому.

    Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие.

    Нарушение психологического здоровья связано не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые воздействуют на психику. Психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Общение – это вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен обращать на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.

    Поэтому задача обеспечения эмоционального благополучия ребёнка в школьном учреждении является одной из приоритетных задач.

    Достаточно ли этого? Укреплению здоровья детей раннего возраста способствует совершенствование и развитие двигательных навыков.

    Рассмотрим вопрос о значимости смены деятельности в учебном процессе как факторе физического благополучия. С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50 %. Доминирующей становится учебная деятельность. Поэтому, при разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть его рациональное содержание.

    Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

    -утренняя гимнастика , цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления о здоровом образе жизни;

    -подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

    Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем, в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе; игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавших в "плен".

    - физкультминутки , которые могут включать в себя:

      упражнения для глаз; СЛАЙД

      упражнения для мелких мышц пальцев рук - одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, - научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Пальчиковой гимнастики» не только дадут им необходимый отдых, но и сделают их более подвижными и ловкими.

      ОРУ, которые позволяют компенсировать недостаточную двигательную активность (различные варианты физкультминуток) Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся под руководством педагога и не должны превышать 1–2 минуты. Наиболее целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание. Это определяется педагогом, который ведет урок. Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, амплитуда движения должна быть небольшой. Во время проведения физкультминуток необходимо производить проветривание класса, ученикам необходимо ослабить пояса, расстегнуть воротнички, чтобы чувствовать себя более комфортно. Физкультминутки необходимо применять в начальном и среднем звене, также они могут проводиться и в старших классах. Каждый комплекс состоит из 4–6 упражнений, каждое упражнение выполняется 6–8 раз и должно быть доступным для всех, должно охватывать большие группы мышц. Это могут быть упражнения на потягивания, наклоны и полунаклоны, присяды и полуприсяды.

    Физминутка на уроке математики : - Подтянитесь на носочках

    Столько раз,

    Ровно столько, сколько пальцев

    На руке у вас.

    На уроке русского языка: – Я буду называть слова разных склонений. Если вы слышите слово 1-го склонения – поднять руки вверх, 2-го склонения – руки в стороны, 3-го склонения – присесть.

    Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех раз в неделю. Для организации занятий используются спортзал и стадион.

    Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня ДА. Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

    Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций.

    Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую ДА каждого ребенка в течение всего времени пребывания в школе. При этом следует помнить, что ДА оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

    При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

    обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

    способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

    умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;

    формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,

    содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществляется и через внеклассную работу. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Организация школьных спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», участие школьников в районных соревнованиях. Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий, походов.

    Систематическое проведение классных часов: «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение», «Как уберечь себя от беды»; «Наше здоровье в наших руках».

    И н с т р у к т а ж и по предупреждению травматизма: правила дорожного движения, правила поведения на уроках физкультуры.

    Ещё одной из оздоровительных задач также является формирование правильной осанки ребенка. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

    Приучая ребенка к активному образу жизни с раннего возраста, делая это без принуждения, не провоцируя внутреннего протеста у ребёнка, можно быть уверенным, что именно это и есть забота о сохранении его здоровья.

    Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

    Минута отдыха

    Коллеги, предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать со мной кинезиологическую гимнастику.

    А что такое кинезиология ? (Кинезиология, буквально изучение движений тела - это целостный подход балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем.)

    1. Стоя прямо, выпрямив спину, сведя лопатки вместе, повторяем: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!».

    2. Попеременно, кладя ладони рук на лоб, произносим: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!».

    3. Потирая ладонь о ладонь, повторяем: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче, богаче!».

    4. Встав на цыпочки, подняв руки над головой и сомкнув их в кольцо, произносим: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!».

    5. Вращая руками сжав кулаки, говорим: «На пути у меня нет преграды, получается все так как надо!».

    6. Делая наклоны туловищем в стороны, произносим: «Покой и улыбку всегда брегу, и мне все помогут, и я помогу!».

    7. Делая наклоны туловищем вперед и назад, говорим: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!».

    8. Сложив руки в замок, повторяем: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается!». (Педагогам раздаются памятки с этими упражнениями).

    ∞ Рефлексия «Я просто люблю этот мир» ∞

    Помните: «Здоровый педагог – здоровые дети!». Соответственно свой отдых мы тоже должны уметь организовывать правильно. Отдыхать и душой, и телом.

    Помните «Хороший старт – залог успеха!», главное, взять правильный курс.

    Спасибо за внимание!