• Упражнения на осознание интонационных особенностей речи. Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста

    1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

    1.1.4. Вопрос-ответ………………………………………………....3

    1.1.5. «»……………………………………………………………...4

    1.1.6. Диктант……………………………………………..………...4

    1.1.7. «»……………………………………………………………...4

    1.1.8. «»……………………………………………………………...5

    1.2.1. Помоги Маше одеться………………………………….…….5

    1.2.2. Собираемся на прогулку……………………………………..5

    1.2.3. Что с чем……………………………………………..………..5

    1.2.4. Назови ласково………………………………………………..6

    1.2.5. Похвали подарок……………………………………….……..6

    1.2.6. Почемучки………………………………………………….....6

    1.2.7. Просьба………………………………………………….….....7

    1.2.8. Качели……………………………………………………...…..7

    2. ТЕМП 2.1.Упражнения:

    2.1.1. Ноги и ножки…………………………………………...……..7

    2.1.2. Муха-Цокотуха………………………………………………..7

    2.1.3. На крыше……………………………………………………....8

    2.1.4. Курочка и цыплята ………………………………….………..8

    2.1.5. Поехали, поехали ……………………………………………..8

    2.1.6. Барабанщик …………………………………………….……..8

    2.2.1. Осенние листочки……………………………………………..9

    2.2.2. Карусели………………………………………………………..9

    2.2.3. Из-за леса, из-за гор……………………………………….…..9

    2.2.4. Еду-еду к бабе, деду………………………….………………..9

    2.2.5. Санки…………………………………………………………..10

    2.2.6. Угадай…………………………………………………...……..11

    3. РИТМ 3.1. Упражнения:

    3.1.1. Кегли и мячи………………………………….………………..11

    3.1.2. Осенний дождь……………………………….………………..11

    3.1.3. Узоры………………………………………….………………..11

    3.1.4. Постучи в дверь………………………………………………..12

    3.1.5. Язычки-дразнилки (Передай снежок)………….……………..12

    3.1.6. Аты-баты………………………………………………………..12

    3.2.1. Послушай и угадай…………………………….………………..12

    3.2.2. Забияки-петушки…………………………………….…………..13

    3.2.3. Мы сидели на печи…………………………………..…………..13

    3.2.4. Послушай и повтори так же…………..……………….………..13

    3.2.5. Накорми птиц………………………………………….…..……..13

    3.2.6. Охотники и зайцы………………………………………………..14

    4. ТЕМБР 4.1.Упражнения:

    4.1.1. «»……………………………………………….………………….14

    4.1.2. «»…………………………………………………………………..14



    4.1.3. Ау!…………………………………………………...…………….14

    4.1.4. Тихо………………………………………………………………..14

    4.1.5. Самолет…………………………………………..………………..15

    4.1.6. «»……………………………………………………….…………..15

    4.1.7. Чтение стихотворений по ролям………………………..………..15

    4.2.1. Угадай, кто говорит…………………………………..…….……..16

    4.2.2. Новоселье……………………………………………………...…..16

    4.2.3. Волшебные превращения………………………………...……….16

    4.2.4. Превратись в птицу………………………………………..….…...16

    4.2.5. Барабек……………………………………………………….….…17

    4.2.6. Как у бабушки Наташи……………………..……………………..17

    5. УДАРЕНИЕ (СЛОВЕСНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ) 5.1.Упражнения:

    5.2.1. «»………………………………………….………………….…....18

    5.2.2. Слушай, думай, называй………………………..……………..…18

    5.2.3. Найди важное слово (1-й вар)…………………………………...18

    5.2.4. Найди важное слово (2-й вар)………………….…….………….18

    5.2.5. «»…………………………………………………….……..….…..19

    5.2.6. «»…………………………………………………………………..19

    5.2.1. Накорми птичек…………………………………….………….…19

    5.2.2. Где твой круг? (1-й вариант)…………………………………….19

    5.2.3. Где твой круг? (2-й вариант)…….………………………………20

    5.2.4. Построения………………………………………………………..20

    5.2.5. Кто в каком доме живет?………………………….……………..20

    5.2.6. Ходит Леночка..…………………………………………………..20

    6. Список используемой литературы ……………..………………………..22

    Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу:

    «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».

    МЕЛОДИКА

    Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»

    Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.



    Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

    Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

    Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

    Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

    Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

    Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

    Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

    1-й вариант.

    Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

    Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

    2-й вариант.

    Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

    Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

    Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

    Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

    Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

    Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

    Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

    Упражнение 1.1.5. «»

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

    повествовательных предложений.

    Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

    Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

    Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

    Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

    Упражнение 1.1.6. «Диктант»

    Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

    Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

    Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

    Пример текста: «Лиса и собаки».

    Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

    Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

    - Ушки, ушки, что вы делали?

    - Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

    - Ножки, ножки, что вы делали?

    - Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

    - Глазки, глазки, что вы делали?

    - Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

    - А ты, хвост, что делал?

    - Я по пням, по кустам цеплялся.

    - А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

    Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

    (Л.Толстой)

    Упражнение 1.1.7. «»

    Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

    Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

    Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

    Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

    Они дружно работали? – Они дружно работали!

    Дом красивый? – Дом красивый!

    Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

    Например: Лето наступило. – Лето наступило?

    На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

    Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

    Например: Лето наступило. – Лето наступило!

    На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

    Упражнение 1.1.8. «»

    Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

    Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

    Почему смеётся лето?

    Потому, что много света.
    Почему с грибами осень?
    Потому, что дождь и просинь.
    Почему зима, как злюка?
    Потому, что хлещет вьюга.

    (Д. Кожевников)

    Игра 1.2.3. «Что с чем?»

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

    Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

    Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

    Например: Суп едят из тарелки.

    Цветы поливают из лейки.

    Игра 1.2.5. «»

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

    Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

    Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.

    Для Маши он приготовил красивую куклу.

    - Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

    Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

    - Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.

    А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.

    - Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.

    - Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

    · Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?

    · Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

    · Почему обрадовались Маша и Ваня?

    · Почему удивился Паша?

    Игра «Похвали подарок»

    Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.

    Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

    Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

    Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

    Игра 1.2.6. «Почемучки»

    Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.

    Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.

    А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:

    Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?

    Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:


    У почтальона какая сумка? Это что?

    В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.

    Игра 1.2.7. «Просьба»

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.

    Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.

    Игра 1.2.8. «Качели»

    Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

    Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

    ТЕМП

    Упражнение 2.1.1. «»

    Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

    Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

    Что, болит? Что болит?

    Ну, что споём? Ну что, споём?

    Игра 2.2.2. «Карусели»

    Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

    Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

    Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

    Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

    Завертелись карусели.
    А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

    Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

    Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)
    Карусель кругом, кругом! (бег)
    Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

    Карусель остановите, (в умеренном темпе)

    Раз, два, раз, два – (в медленном темпе )
    Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе )

    Игра 2.2.5. «Санки»

    Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

    Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

    Лишь наступит Новый год,

    На высокой тонкой ножке

    Чудо-елочка встает.

    Эта елка не простая,

    И она не для ребят.

    Возле елочки, летая,

    Птицы весело свистят.

    (З.Александрова)

    Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.

    Игра 2.2.6. «Угадай»

    Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

    Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

    РИТМ

    Упражнение 3.1.3. «Узоры»

    Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

    Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

    Описание.

    1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

    Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

    2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

    Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

    Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

    Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

    Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

    Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

    Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

    Утка с утятами: / / / / / / / /

    Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

    ТЕМБР

    Упражнение 4.1.1. «»

    Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

    Описание. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.

    Например: Ах! – радость, восхищение.

    Ой! – испуг, страх.

    Ух! – гнев, недовольство.

    О! – удивление.

    Эх, - грусть, сожаление.

    Упражнение 4.1.2. «»

    Упражнение 4.1.3. «Ау!»

    Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

    2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.

    Упражнение 4.1.4. «Тихо…»

    Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
    Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной артикуляцией.
    тишина…

    Вдруг Шепотом.
    Грохотом грома сменилась она.
    И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.
    Тихонько - ты слышишь?

    Закрапал, закрапал, закрапал
    по крыше.
    Наверно, сейчас барабанить он
    Громко.
    станет.
    Уже барабанит. Уже
    Очень громко.
    барабанит!
    (А. Шибаев)

    Упражнение 4.1.5. «Самолет»

    Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

    Игра «Самолет».

    Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

    Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

    Упражнение 4.1.6. «»

    * * *
    Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом, делая круговые движения
    - Ух! Ух! Ух!
    согнутыми в локтях руками.

    Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят.
    Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.

    * * *
    «Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.
    - Я попался на крючок».


    Сом сердито проворчал:
    Низким голосом.
    «Из-за шалости попал».
    (Ф. Бобылев)

    * * *
    Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием двумя пальцами.
    Топ! Топ! Топ!
    Большие ноги Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело

    Шли по дороге: стучат по столу.

    Топ! Топ! Топ!

    Игра 4.2.2. «Новоселье»

    Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.

    Описание.

    1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.

    2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.

    Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?

    Игра 4.2.5. «Барабек»

    Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

    удивленной интонацией.
    И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят

    наклонив голову, - «упрямый бык».
    И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

    пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
    И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

    стороны - «сидят на телеге».
    И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

    кончиками пальцев, - «дуга».
    И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

    «метла».
    И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

    движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

    «кочерга в печи».
    Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

    рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно

    и негромко - «мы в церкви».
    Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
    пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
    Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко

    замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,

    говорят активно, энергично, в ритме движений.
    А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

    - У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

    Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
    Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

    Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на

    голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
    Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая

    ее всем, стоящим справа и слева.
    Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным

    пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий

    от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст

    произносят нараспев, «глиссандируя».
    Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

    с левой - «дымок».
    С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

    внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
    С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
    С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

    большие пальцы рук - «кружка».
    Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

    разводят в стороны - две «ложки».
    Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

    поднося «ложки» ко рту.
    Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим

    справа и слева.
    У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

    по-старушечьи.

    (слова народные)

    УДАРЕНИЕ

    Упражнение 5.1.1. «»

    Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

    Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

    Например: У -ли-ца, пло -щадь, фо-нарь , му-зей , те-атр , парк , прос-пект , го -род.

    Упражнение 5.1.5. «»

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.

    Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.

    Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч ?

    Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски ?

    Меняется ли смысл фразы?

    Упражнение 5.1.6. «»

    Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения логического ударения в речи.

    Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

    Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

    Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

    Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

    Снегири сидят в кормушке ? – Нет, они сидят на ветке . В кормушке сидят синички.

    Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.

    Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

    ………? Снегири сидят на ветке дерева.

    ………? Снегири сидят на ветке дерева.

    ………? Снегири сидят на ветке дерева.

    Игра 5.2.2. «Где твой круг?»

    Материал. Два больших обруча.

    Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

    Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

    Игра 5.2.3. «Где твой круг (2-й вариант)

    Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

    Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-стоИт, мОю-моЮ и др.

    Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.

    Игра 5.2.4. «Построения»

    Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

    Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

    Ходит Леночка , вздыхая. (повествовательно)
    Что с тобою? (вопросительно)
    – Я плохая ! (с сожалением)
    Я ногой толкнула кошку , (с сожалением)
    На пол бросила картошку , (с сожалением)
    Кашу манную не ела (с сожалением)
    Быть хорошей надоело ! (восклицательно)

    Ходит Леночка , вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

    Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

    Я плохая ! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.

    Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

    На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

    Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

    Быть хорошей надоело ! – взмах руками, выражение недовольства.

    Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

    Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

    Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.

    Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.

    Уши мыть или не мыть ? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.

    Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.

    Надо мыть их ежедневно ! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.

    Если уши мыли вы ,

    если уши мыли мы ,

    если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.

    Значит уши вымыты ! – указательное движение на ухо.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008

    2. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007:: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285

    3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008

    Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005:: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125

    5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007

    6. Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников»

    7. Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1

    http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?item_id=183

    8. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009

    9. Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=29

    Дисциплина: «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ».

    ТЕМА: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

    1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

    1.1.1. Дирижеры…………………………………………….…..…..3

    1.1.2. Лесенка………………………………………………….…....3

    1.1.3. Волшебная линия……………………………………….…....3

    Владимир - Ноя 24th, 2014

    Интонационные упражнения

    Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют творческих, вдумчивых преподавателей искать новые пути, экспериментировать, совершенствовать педагогический процесс.

    Педагог должен при этом ясно представлять себе возможности какого-либо методического приёма в постепенном нарастании трудностей, а также пути для достижения результатов на которые нацеливается программа.

    В настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида работы:

    1. 1. Интонационные упражнения;
    2. 2. Анализ на слух;
    3. 3. Чтение с листа;
    4. 4. Запись музыки (диктант).

    Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

    Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития сторон слуха.

    В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

    Иногда у педагогов возникает вопрос – можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащийся обладает отличными слуховыми и вокальными данными.

    В большинстве же случаев интонационные упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка, наиболее быстро подводят к основной цели – умению сольфеджировать и слышать. Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной литературы.

    Процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии:

    1. 1. Ознакомление;
    2. 2. Слушание;
    3. 3. Запоминание, путем многократного повторения;
    4. 4. Умение точно, красиво и быстро воспроизвести.

    Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:

    1. 1. По количеству голосов (одноголосие и многоголосие).
    2. 2. Упражнения в ладу;
    3. 3. От отдельно взятого звука;
    4. 4. С аккомпанементом;
    5. 5. Без сопровождения;

    Все эти методы должны прорабатываться параллельно. Ритм при пении лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены возможно варьирование ритма и темпа. При работе над строем, при пении аккордов возможно исполнение без четкого ритмического оформления – по указанию педагога.

    Возможны специальные ритмические упражнения:

    1. 1. На сольмизацию (название нот без пения в заданном ритме);
    2. 2. На воспроизведение ритма, пения путем выстукивания;
    3. 3. На выстукивание ритмического сопровождения мелодии.

    Интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.

    В процессе пения упражнений следует менять темп и штрихи (легато, стаккато).

    Особенно важно варьировать настройки. Задача настройки – помочь войти в сферу тональности и удержать ее в памяти.

    1. 1. Настройка играется педагогом.
    2. 2. Педагог играет тоническое трезвучие, учащиеся поют гамму, каденцию и т.д.
    3. 3. Педагог дает один звук – тоника, ученики пропевают всё самостоятельно.
    4. 4. Педагог дает начальный звук мелодии, называет ступень – ученики сами отыскивают тонику и настраиваются.
    5. 5. Настройка по камертону (звук ля).
    6. 6. Самостоятельная настройка на произвольной высоте (поется на слоги).
    7. 7. Перестройка от предыдущей тональности (по памяти).

    Работая над чистотой интонаций, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

    Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание. В него обычно включаются:

    1. 1. Упражнения на дыхание, для протяжного пения;
    2. 2. Упражнения для развития легкости и подвижности голоса;
    3. 3. Упражнения для укрепления и расширения диапазона голоса.

    Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

    Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения:

    1. 1. Пение legato.
    2. 2. Свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте упражнениям.
    3. 3. Пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte.
    4. 4. Четкое, ясное произнесение названий нот или текста.
    5. 5. Осмысленность, выразительность исполнения.

    Материалом для интонационных упражнений могут быть тетрахорды, гаммы, ступени гаммы, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.

    Вначале каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению a capella. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше (со 2 класса ДМШ) и дальше вести работу параллельно.

    В процессе развития слуха учащиеся нуждаются не только в знаниях, но и обязательно в практической проработке каждого понятия. Поэтому петь на слоги, подбирать и импровизировать нужно и детям и взрослым.

    Волшебный мир звуков

    Интонация всегда лежит на границе словесного

    и несловесного, сказанного и несказанного.

    М. Бахтин

    Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

    Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

    Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

    Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

    Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты.

    Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

    Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

    Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

    Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» ;

    Пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» ;

    Пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» ;

    Пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» .

    Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.

    Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече - и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

    Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

    Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

    «Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

    Интонационные упражнения

    Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

    Основным элементом упражнений 1-5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей () и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

    Условные обозначения:

    У - низкое грудное звучание;

    у - высокое головное звучание;

    Упражнение 1.

    При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос - недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

    Упражнение 2.

    Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

    Повторите упражнение.

    По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

    Упражнение 3.

    Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

    У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

    Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

    Упражнение 4.

    В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

    (вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

    Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую - с утвердительной.

    ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

    ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

    ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

    Упражнение 5.

    Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

    Образец 1.

    Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

    у – шу у - су у - фу у - ку у - ту у – пу у – шо у - со у - фо у - ко у – то у - по

    у – ша у - са у - фа у – ка у – та у – па у – шэ у – сэ у - фэ у – кэ у – тэ у - пэ у - шы

    у - сы у – фы у - кы у – ты у - пы

    Образец 2.

    Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

    у - шу - жу у - шо - жо у - ша - жа

    у - ше - же у - шы - жы

    у - су - зу у - со - зо у - са - за

    у - сэ - зэ у - сы - зы

    у - фу - ву у - фо - во у - фа - ва

    Упражнение 6.

    Усталость: У__________Ф___________!

    Отвращение: Ф__________У___________!

    Презрение: Ф__________И___________!

    Испуг: А__________X___________!

    О__________X___________!

    Удивление: О__________Й...

    Боль: А__________А__________А_________!

    Восторг: О__________О___________!

    В__________О___________!

    УРА___________!

    Повеление: Н__________О___________!

    Сомнение: Н__________У__________?

    Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!

    Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

    Сожаление: Ой-ё-ёй!

    Упражнение 7.

    Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

    Удивленно;

    Радостно;

    Испуганно.

    Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

    Восторженно;

    Спокойно и благожелательно;

    Вопросительно;

    Задумчиво;

    Скорбно;

    Иронически;

    С сожалением.

    Упражнение 8.

    Произнесите предложения с заданной интонацией.

    Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

    Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

    Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

    Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

    Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

    Упражнение 9.

    «Открой дверь!» - гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

    «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

    «Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

    «Кушать подано!» - ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

    Упражнение 10.

    Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

    ма ма ма ма

    па па па па

    та та та та

    ба бо бу бы

    ла ло лу лы и т.д.

    Упражнение 11.

    Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

    Например: зима, весна, лето, осень.

    Упражнение 12.

    Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

    Например: та та та та та.

    Упражнение 13.

    Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

    Ночью полил дождь.

    У дороги шумели тополя.

    Тиха украинская ночь.

    Произнесите предложения с большим чувством.

    Хорошо зимой в лесу!

    Пусть сильнее грянет буря!

    Сколько тебе лет?

    Ты живешь в новом доме?

    У вас есть телефон?

    Где ты работаешь?

    Упражнение 14.

    Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

    Снег пошел.

    Спрашиваете, удивляясь - ?!

    Восхищаетесь, радуясь - !

    Огорчаетесь смене погоды.

    Уточняете - ?

    Радостно сообщаете друзьям - 1!

    Мы пойдем в зоопарк.

    Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы - ?

    Уточняете, кто пойдет в зоопарк - ?

    Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк - ?

    Упражнение 15.

    Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

    Надменное негодование:

    «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

    Лесть и подобострастие:

    «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

    Высокомерие:

    «Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

    Сожаление, укоризна:

    «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

    Упражнение 16.

    Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном - новом слове.

    Вы мне утром звонили? - (Я).

    Вы мне утром звонили? - (Вам).

    Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером).

    Вы мне утром звонили? - (Звонил).

    Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

    Моя книга на столе.

    Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

    Упражнение 17.

    Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

    Ответная реплика

    а) вопрос - сомнение:

    Яблоко от яблони недалеко падает?

    Около кола - колокола?

    Около кола - колокола?

    Утверждение (да, действительно так):

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Около кола - колокола.

    Около кола - колокола

    б) вопрос - удивление:

    От топота копыт пыль по полю летит?

    Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

    Утверждение и восхищение:

    От топота копыт пыль по полю летит!

    Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

    в) утверждение - восхищение:

    Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

    Сомнение (недоверие):

    Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

    Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

    Упражнение 18.

    Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

    1. - Дай альбом.

    Дай альбом.

    Да, альбом.

    Дай альбом.

    Да, альбом.

    Ой! Какой альбом!

    2. - Дай альбом.

    Какой альбом? Тот?

    Нет, не тот.

    А какой?

    Ой, какой альбом!

    3. - У кого альбом?

    У меня. А у тебя?

    У меня нет. Дай альбом.

    Где альбом?

    Да, альбом.

    Там нет альбома.

    А! Бумага!

    А где альбом?

    Там альбом. Верно?

    Да! Верно. Вот альбом.

    Упражнение 19.

    Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

    Больно. Больно!

    Да, больно.

    Упражнение 20.

    Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

    Ты это сделал или кто другой?

    Ты это сделал или кто другой?

    Ты это сделал или не сделал?

    Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

    Я эту басню вчера выучил.

    Я эту басню вчера выучил.

    Я эту басню вчера выучил.

    Я эту басню вчера выучил.

    Методический комментарий.

    Логическое ударение - «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

    Упражнение 21.

    Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

    Кто хочет много знать - тому надо мало спать!

    Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

    Всем известно: красна речь - слушанием.

    Упражнение 22.

    Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

    Сказала тетя:

    Фи, футбол! (с пренебрежением)

    Сказала мама:

    Фу, футбол! (с отвращением)

    Сестра сказала:

    Ну, футбол! (разочарованно)

    А я ответил:

    Во, футбол! (восторженно)

    Слезь со стула!

    Не хочу!

    Упадешь!

    Не упаду!

    Не отойду!

    Приедешь?

    Не приеду!

    Придешь?

    Нет, не приду!

    Услышишь?

    Не услышу!

    Найдешь?

    Нет, не найду!

    Слезаешь?

    Не слезаю!

    Решаешь?

    Не решу!

    Мечтаешь?

    Не мечтаю!

    Молчишь?

    Нет, не молчу!

    Конфетку, может, хочешь?

    Нет! Да, хочу, хочу!

    (А. Шибаев)

    Яму копал?

    В яму упал?

    В яме сидишь?

    Лестницу ждешь?

    Яма сыра?

    Как голова?

    Значит, живой?

    Ну, я пошел домой.

    Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

    В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

    • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
    • Умение делать паузы.
    • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
    • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
    • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
    • Ритм.
    • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

    Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

    • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
    • Укрепить связки;
    • Избавиться от лор-заболеваний;
    • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


    Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

    Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

    Основные правила этой гимнастики:

    • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
    • Лучше делать перед зеркалом.
    • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
    • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
    • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

    Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

    Упражнение №1 «Ладошки».

    При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


    Упражнение №2 «Погончики».

    Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


    Упражнение №3 «Насосик».

    Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


    Упражнение №4 «Кошечка».

    Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


    Упражнение №5 «Обними плечи».

    На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

    Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

    Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


    Упражнение №7. «Повороты головой».

    При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


    Упражнение №8 «Китайский болванчик».

    Легкий наклон головы на каждый шмыг.


    Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


    Упражнения на ноги.

    • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


    • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


    • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

    Упражнения на дикцию

    Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

    Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

    Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

    Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

    • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

    Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


    Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

    • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
    • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
    • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


    • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


    Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

    • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
    • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


    • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


    • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


    • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
    • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
    • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

    Упражнения на интонацию

    Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

    Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

    • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
    • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
    • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
    • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


    Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.

    1. Развитие восприятия различных видов интонации.

    Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

    1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

    2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

    а) знакомство с повествовательной интонацией;

    в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

    3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

    а) знакомство с вопросительной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по различению вопросительной интонации.

    4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

    а) знакомство с восклицательной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

    5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

    При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

    Восклицательный знак

    Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

    (А. Тетивкин)

    Бурным чувствам нет конца:

    Пылкий нрав у молодца!

    Вопросительный знак

    Разные вопросы задаю я всем:

    Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

    (А. Тетивкин)

    Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

    У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

    Это значит - Точка.

    Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

    (Ф. Кривин)

    Предложения бывают:

    1. Вопросительные

    Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

    “Ты дрался, да?..

    Ты что - немой?..

    Ну что молчишь упрямо?”

    2. Повествовательные

    Повествовать придется мне, И я скажу:

    “Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

    3. Восклицательные

    Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

    “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

    (Ф. Кривин)

    2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

    В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

    В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

    ау ои ауи аза усо и т. д.

    у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

    А а А а А а

    Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

    1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

    понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

    Это Маша.

    Маша поет.

    На улице ранняя весна. И т. д.

    2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

    Маша пришла?

    Маша пришла?

    Маша поет песню?

    Маша поет песню?

    Маша поет песню? И т. д.

    3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

    Как Маша поет?

    Когда он приедет?

    Сколько в саду детей? И т. д.

    4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

    Какая она красавица!

    Это же мама!

    Доброе утро!

    и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

    За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

    и его сокращение:

    Смотри! Начинай работу! И т. д.

    В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

    Эту сказку ты прочтешь

    Тихо, тихо, тихо...

    Жили-были серый еж

    и его ежиха.

    Серый еж был очень тих

    И ежиха тоже.

    И ребенок был у них -

    Очень тихий ежик.

    Всей семьей идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Еж-отец, ежиха-мать

    И ребенок-ежик.

    Вдоль глухих осенних троп

    Ходят тихо: топ-топ-топ.

    В дом лесной вернутся еж,

    Ежик и ежиха,

    Если сказку ты прочтешь

    (С. Маршак)

    Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

    Словно гром.

    (А. Барто)

    Опавшей листвы разговор еле слышен:

    Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

    На пороге - морозы!

    (Ю. Капотов)

    В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

    (Л. Мезинов)

    (Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

    Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

    Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

    1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

    В задачи этого этапа входит:

    § показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

    § познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

    В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

    1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

    Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

    2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

    Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

    Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

    Примерный текст:

    Два цвета

    Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

    Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

    3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

    Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

    Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

    Это кривоносый

    Вопросительный знак,

    Задает он всем вопросы:

    «Кто? Кого? Откуда? Как?»

    После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

    Примерный текст:

    Хомяк

    Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

    Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

    4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

    Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

    § Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

    § Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

    § Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

    Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

    Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

    Чудак - восклицательный знак.

    Никогда он не молчит,

    Оглушительно кричит:

    «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

    После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

    Примерный текст:

    Самый важный

    «Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

    Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

    5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

    Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

    Сорока и мышь

    Мышка-трусишка, ты треска боишься?

    Ни крошечки не боюсь!

    А громкого свиста?

    Ни капельки не боюсь!

    А страшного рева?

    Нисколечки не боюсь!

    А чего же ты боишься?

    Да тихого шороха.

    Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

    2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

    В задачи этого этапа входит:

    § формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

    § последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

    В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

    Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

    Ну, Весна, как дела? (высоко )

    У меня уборка, (низко )

    Для чего тебе метла? (высоко )

    Снег мести с пригорка, (низко )

    (О. Высотская)

    Это кто? Это кто

    По дороге скачет? (высоко )

    Это наш озорной

    Непоседа-мячик, (низко )

    Где купили вы, синьор,

    Этот красный помидор? (высоко )

    Вот невежливый вопрос:

    Это собственный мой нос! (низко )

    Был сапожник? (высоко )

    Был. (низко )

    Шил сапожки? (высоко )

    Шил. (низко )

    Для кого сапожки? (высоко )

    Для пушистой кошки, (низко )

    Почему корова эта

    Маленького роста? (высоко )

    Это же - ребенок,

    Это же - теленок, (низко )

    (А. Шибаев)

    8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

    9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

    Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

    Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.