• Значение подвижной игры в доу. Виды и значение подвижных игр

    В моем документе меются:

    1. Значение подвижных игр в дошкольном возрасте.
    2. Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп.
    3. Классификация подвижных игр .

    1.

    2.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

    1.1 Значение подвижных игр в дошкольном возрасте.

    Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

    Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

    В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как

    можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

    Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

    В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.

    Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,

    насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счёте и т. д.

    Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются нравственных поступках, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувства ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

    1.2 Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп.

    Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

    С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», Сорока-белобока», «Поехали-поехали», Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие. На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», Передай мяч», «Скати с горочки», « Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.

    В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличиваются.

    Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).

    Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно

    (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.

    В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).

    Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами-стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила: объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналами для начала и окончания;, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождаются текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы - весёлые ребята» и др.)

    Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

    1.3 Классификация подвижных игр.

    Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность.

    История появления игр позволяет понять их воспитательное значение.

    Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в ЗО-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх.

    Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д. Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что назначение древних игр - не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

    Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эль-конин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».

    В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.

    Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых.

    Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.

    Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.

    В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

    Например, А. Н. Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.

    Здесь следует согласиться с предположениями Д.Б. Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые научают их этому.

    Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой происходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.

    Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.

    Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс-Мутсом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Н.Филитис отмечает, что Гутс-Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детской игре: психика взрослого сложившегося организма

    переносится на психику развивающегося организма ребенка. Если мы часто наблюдаем, что взрослый играет после работы, то, с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, полные сил, не нуждаясь ни в каком отдыхе.

    Нельзя не согласиться с Н.Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Опять присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принимается за игру. В этих случаях следует отметить, что ребенок упражняет игрою накопленные силы. Можно согласиться с Н.Филитисом, что эта теория недостаточно полно объясняет происхождение игры.

    Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств - особенно зрения, а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место… Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как теологическую.

    Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего нужно помнить, что игра - явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные - щенки, котята, медвежата - так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.

    П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Человек - сложный организм, состоящий из многих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган требует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого требования влечет за собой расстройство и разрушение всего организма.

    Естественные запросы деятельности человека просты и удовлетворяются сравнительно легко, но социально-культурные потребности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на деятельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отношению к тем же предметам весьма значительны и требуют от человека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энергии для приятной деятельности.

    Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе природе. Самое удовлетворение органических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. До совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности.

    Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

    Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц, и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребёнок. Правила обусловливают начало и прекращения движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используется во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем возрасте.

    Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки»,

    «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Это игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберётся», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большой активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребёнок играет сам за себя и стареется выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребёнок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенные условий, поэтому они проводят с небольшими группами детей (двое, трое и т.д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы, доставляют зрителям много радости.

    К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощённым правилам.

    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метание, и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвуют вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвуют вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

    Предварительный просмотр:

    ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

    Развитие психических качеств в игровой деятельности.

    По мнению учёных - игра это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человека. В игре он может все: скакать на лошадке, прокатится на поезде, влететь в небо на самолёте и т. д.

    «Только понарошку», - подумаем мы. Но для ребёнка в каждой игре, пусть в течении короткого времени, существует реальный мир, в котором малыш живёт и действует.

    Дети воспринимают сюжет и партнёров как действительность, и не важно, что при этом они используют обычные игрушки. Ребёнок пытается вообразить себя птичкой, мячиком, прячется под зонтик от «настоящего» зонтика.

    Для того чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать изображаемому образу характеристику, «немая» игрушку должна заговорить. Таким образом, создаётся правдивая игровая ситуация.

    С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснить происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее помощью главное, что малыш должен усвоить. Например; «Семён ты не насыпал на ладошку зернышки для петушка. Катя, ты забыла завести свою машину. Антон, твоя машина медленно двигается. Ты едешь на грузовике, который везет тяжёлый груз?»

    Эмоционально-образовательная методика руководства воспитателя постепенно формирует у детей положительное отношение к игровым персонажам. « С кем вы сейчас так весело играли? Кто вас догонял?» Дети вспоминают, что это был большой мяч. « А что вы забыли сказать мячу?» Малыши подходят к нему, глядя, говорят спасибо, прощаются, обещают скоро прийти и снова поиграть с мячом.

    Отмечается, что деятельность детей третьего года жизни становятся более целенаправленной.

    Понаблюдайте за ребёнком: при повторении знакомой игры его действия часто носят характер эксперимента: он по-другому «ведет свою машину», она едет по новому пути. «Маленький воробушек»

    многому научился: он не только «летает, клюет зернышки и пьет водичку», но уже умеет «чистить пёрышки, греть носик на солнышке», не боится машины и не прячется в гнёздышко, а «перелетает с кустика на кустик» (малыш переходит с одной скамейки на другую).

    Восприятие у детей становится более детальным, более точным, они способны устанавливать логические связи между отдельными действия, между непосредственно воспринимаемым и прошлым опытом. У них хорошо развито воссоздающее воображение.

    В качестве примера такого воображения рассмотрим подвижную игру «Бусинки». В первом варианте игры дети – «большие бусины» бегают, показывая, что они «раскатились» по залу. При повторении игры педагог обращает внимание воспитанников на то, что маленькие бусинки сначала падают на пол, а потом катятся по нему. Пока дети нанизывают собранные бусинки, воспитатель в беседе еще раз уточняют последовательность действий.

    В процессе игры «большие бусины» - Оля и Алена – легли на пол и покатились, как настоящие бусинки, другие дети последовали их примеру. При повторении эта игра проходила только в таком варианте. По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие в памяти в виде представлений, понятий.

    Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания, что содействуют развитию мыслительных способностей.

    Одно из особенностей подвижных игр является то, что они бесконечно разнообразны по своему содержанию, в котором заключено много познавательного материала. Игровые действия и правила соответствуют возрастным особенностям малышей, их знаниям и представлениям об окружающим мире. Дети знают, что очень быстрые, они убежали от мишки их не догнал; оказывается, у дождика есть весёлая песенка, и поют ёё дождевые капельки; а гусь, когда сердится, шипит и может ущипнуть; колокольчики звенят по- разному: большие очень громко, а

    маленькие – совсем тихо.

    Двигательные задания в подвижных играх также варьируются: одно и тоже движение в зависимости от ситуации дети выполняют по – разному, в разных построениях. Это имеет большое значение для развития у малышей.

    Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

    Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальными и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

    Главная цель воспитателя – расширить для ребёнка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития.

    Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребёнка, но и для окружающих его взрослых.

    Игра для детей – важное средство самовыражения, «проба сил». Она должна войти в жизнь маленького человека, умело сочетаться с другими видами его деятельности. Игра уместна во многих случаях: если малыши устали от однообразных действий и им нужна разрядка; если они расшалились и их надо успокоить; если надо сделать интересным какой – то режимный момент или индивидуальное двигательное задание; поднять настроение и активность ребят после дневного сна. Дети быстрее привыкают к новым для них условия, если воспитатель умеет сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Это позволит педагогу привлечь к игре замкнутых и застенчивых воспитанников, поможет узнать их характер и найти наиболее правильные пути воздействия на каждом из них. Игра является незаменимым помощником воспитателя. Но главное то, что она сближает воспитателя и ребёнка. Малыш чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных проблем и задач.

    Многие игры, подвижные и малоподвижные, как и игровые упражнения существуют давно. Время вносит изменения в их сюжеты, наполняет новым содержанием. Игры обогащают, совершенствуются.

    Большинство предлагаемых игр и все игровые упражнения разработаны автором. Достоинство их в том, что они достаточно разнообразны по координации движений, умения ориентироваться в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.

    Понаблюдайте за действиями детей в подвижных играх, они складываются из однородных движений, но ребёнок каждый раз выполняет их в разных комбинациях, с учетом новых условий.

    В игре всегда есть основное, узловое движение, чаще всего это ходьба или бег. В процессе игры дети меняют темп, направления, чередуя ходьбы. Есть сложные игры, построенные на нескольких видах движений, например: во время ходьбы нужно перешагивать через предметы, подлезать или перелезать, выполнять подскоки и т. п.

    Так, в игре «Детки в домике сидят» малыши вынуждены, подражая персонажам, осваивать различные действия: ходить, как петушки, высоко поднимая колени; идти коротким шагом, не спеша, переваливаясь с боку на бок, как гуси; скакать, как лошадки. Если «дом» у детей за скамейкой, то они пролезают под ней или перелезают через нее.

    Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредоточивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движениям, воспитатель, акцентируя внимание на характер и качестве выполнения действий: петушок идёт, высоко поднимая ноги, руки-крылышки отведены назад; гуси тянут шею и шипят.

    Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать, в соответствии с правилами овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют двигательные навыки, учатся свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

    Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только

    мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскованней и свободен.

    Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

    Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

    В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

    Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

    Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные

    возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

    Влияние подвижных игр на развитие физических качеств у детей разных возрастных групп.

    Подвижные игры оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе, в результате которых усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.

    Разнообразие игр позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста и подготовленности детей и в соответствии с поставленными задачами.

    Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие речи и обогащение словаря – вот те основные задачи, которые воспитатель может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

    Подвижные игры – обязательная часть занятий физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях в целях повышения физиологической нагрузки и эмоциональности участников. Для этого подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем что время проведения несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. В одно занятие физической культуры для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная, - в заключительную; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

    Подвижные игры, включенные в занятия оздоровительной физической культурой, несомненно, влияют на развитие и совершенствование функциональных возможностей детского организма.

    Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

    Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. По мнению П.Ф.Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип сознательности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а тек же способствует духовному развитию человека.

    Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «Мускульного панциря» на теле, поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

    Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализацией всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, не редко граничит с психологической или физической болезнью.

    Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим, как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

    Стоп – упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка

    В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение

    и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

    Подвижная игра готовит ребёнка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

    В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. На сегодняшний день каждое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способность воспитанию, потребности в здоровом образе жизни.

    Основываясь на определение всемирной организации

    здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье нравственное и здоровье социальное.

    Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Педагогическое определение: это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я»; самоопределение личности в оптимальных условиях микро – и макросреды (семья, детский сад, школа, социальная группа).

    Таким образом, социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание выполнения ее правил, в стремлении помочь эти правила своему сверстнику.

    Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагирую на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, потом к школьной жизни; затем та же проблема переходит во взрослую жизнь.

    Преодоление возникающих затруднений – это результат социальной жизни, в которой дети все видят и воспроизводят в игре. Переход от индивидуальной жизнедеятельности к социально ориентированной происходит потому, что детские взаимоотношения возникают в процессе самой деятельности и разыгрываются в связи с ней.

    Таким образом, первый опыт социально ориентированной

    жизнедеятельности ребёнок получает в детском саду при

    взаимодействий со сверстниками. Очень важно в этот период создать

    позитивный опыт совместного с другими существованиями, так как ребёнок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка –

    отраженная оценка социума, таков и его социальный статус,

    возможность взаимодействовать с социумом, а также способность

    адаптироваться к окружающей среде.

    Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

    При проведении подвижной игры имеются неограниченные

    возможности комплексного использования разнообразных методов,

    направленных на формирование личности ребёнка. В процессе игры происходит не только упражнение в имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых

    психических процессов, новых качеств личности ребёнка.


    «Значение подвижной игры в жизни дошкольника»

    Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать? Исследователи этой проблемы, пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной областях жизни.

    Основной целью для нас с вами уважаемые родители должно быть: - сохранение и укрепление здоровья детей и улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

    Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.

    Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

    Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.

    Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.

    Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

    Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

    Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества.

    Так же подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

    Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

    Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

    По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.

    Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

    Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.

    Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..

    Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…


    Игры – это основная деятельность наших детей. Все, что они делают, дети обыгрывают. И подвижные игры не являются исключением. Активность, дополненная каким-либо игровым содержанием, несет положительные эмоции ребенку, облегчает его адаптацию в коллективе, усиливает все биологические процессы в организме и укрепляет иммунную систему. Как организовать досуг детей с помощью подвижных игр в детском саду, читайте в материалах этой статьи.

    Роль и значение подвижной игры в жизни ребенка

    Чтобы ребенок вырос счастливым и здоровым, надо очень постараться и семье, и детскому саду. Для укрепления здоровья малышей в детских садиках соблюдают определенный температурный режим, проветривают помещения, проводят зарядку, физкультминутки, физкультурные занятия, спортивные праздники и многое другое. Частью всех этих мероприятий являются подвижные игры.

    С детворой играют во время утреннего приема, чтобы отвлечь от грустных мыслей при расставании с мамой и папой, поднять настроение, взбодрить. Между занятиями в группе проводят не очень шумную подвижную игру для снятия усталости. На физкультуре в спортивном зале организовывают игры на развитие выносливости, равновесия, ловкости и многое другое.

    Развивающийся растущий организм ребенка постоянно требует движения. Данную физическую активность можно перевести в более организованное русло посредством привлечения детей к выполнению утренней зарядки, соревнованиям и проведения спортивно-массовых мероприятий, активному участию в музыкальных занятиях. Одним из таких видов физической активности у дошкольников являются подвижные игры в детском саду.

    Значение подвижной игры трудно переоценить. В процессе игры у ребенка развиваются физические, моральные и нравственные качества. В естественной для малыша форме вырабатываются выдержка, сообразительность, находчивость. В игре дети получают радость от первых побед и горечь первых поражений. Учатся радоваться не только своим удачам, но и успехам своих друзей. Начинают понимать значение детской дружбы. Учатся переживать не только радость и восторг, но и обиду, и огорчение, и слезы разочарования. Все это делает маленького человека сильнее.

    Воспитатель должен уметь правильно подобрать перечень подвижных игр для своих воспитанников, чтобы при них были максимально задействованы все органы и системы, формировалась правильная осанка у детей, повышалась функциональная деятельность их юного организма.

    Что нужно учитывать, организуя детям подвижные игры в детском саду

    Для того, чтобы игра удалась и принесла детям радость, воспитателю нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. Выучить литературное содержание, подобрать соответствующую считалочку, определить место проведения, желательно иметь красочные атрибуты.

    Эффективное проведение игры возможно только в том случае, если все участники хорошо понимают правила и содержание игры. Объяснение должно быть четким и кратким. Небольшие тактичные замечания при необходимости можно сделать в процессе игры, а лучше в перерыве.

    При объяснении содержания любой игры используется приблизительная схема: название игры, роль каждого игрока или команды, места играющих, непосредственно сам ход игры, ее цель и правила. При повторном проведении подвижных игр правила можно просто напомнить.

    При организации подвижной игры, воспитатель должен учитывать эмоциональное состояние каждого ребенка и всей группы в целом. Уделять особое внимание новеньким деткам, застенчивым малышам и тем, кто только пришел после болезни. Во время игры все дети должны хорошо видеть воспитателя и водящего, а воспитатель держать в поле зрения каждого ребенка.

    Многие игры подразумевают деление на команды. В старшей и подготовительной группе дети уже знают, что сделать это можно несколькими способами: договориться, пересчитаться на «первый – второй», с помощью считалочки. Можно сначала выбрать капитанов, а они подберут себе команды.

    Как правило, все дети хотят быть водящим или капитаном. Чтобы не было обид и слез, капитанов нужно выбирать честно: по желанию игроков или по результатам предыдущего тура игры. Можно провести жеребьевку или маленькое соревнование, например, кто из претендентов дальше прыгнет.

    Начинать игру можно несколькими способами. Это и свисток, и хлопок, и взмах флажка. Любят дети речевку «Раз, два, три, начало игры!». При проведении подвижных игр, взрослому необходимо внимательно следить за состоянием всех детей. Не допускать переутомления, перегрев, излишний азарт, перевозбуждение и эмоциональность. Иначе ситуация может выйти из-под контроля, и результат будет плачевным.

    В конце каждой игры надо обязательно подвести итог, объяснить ошибки, похвалить за успехи, наградить победителей. Такая организация приучает детей к самооценке и имеет хорошее воспитательное значение.

    В старшем дошкольном возрасте дети вполне могут освоить элементы спортивных игр – футбола, волейбола, бадминтона, хоккея с шайбой и мячом, настольного тенниса. Все большее признание сейчас получает детский боулинг. Для проведения спортивных игр нужен минимум оборудования. Но в то же время в этих играх строгие правила, ограниченное время и количество игроков. Для положительного результата потребуется определенная физическая подготовка, тренированность, моральные качества ребенка, умение играть в коллективе. Мальчишки и девчонки учатся получать радость победы, добытой в нелегкой захватывающей командной борьбе.

    В детском саду часто организовывают игры – соревнования. Дети их очень любят, так как побеждать нравится всем. А в игре – соревновании любой может продемонстрировать свои прекрасные физические качества. Тут уже пригодится талант и опыт воспитателя, чтобы лучшим смог побыть каждый ребенок. Для этого нужно просто продумать задания, нагрузку и количество повторений. Проводить игры – соревнования можно и в группе, и в спортивном зале, и на прогулке. Вот некоторые из них:

    • для развития силы – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре, поднятие каких-либо тяжестей (мешочков, гантелей, набивных мячей и т.д.), метание вдаль;
    • для развития гибкости – наклоны, махи, растяжки;
    • для развития выносливости – бег в эстафетах, челночный бег, бег с препятствиями, попрыгунчики;
    • для прыгучести – прыжок с места, три прыжка в длину подряд, кто прыгнет выше к игрушке, с кочки на кочку, с цветка на цветок, прыжки боком, спиной, на одной ножке;
    • на развитие меткости – попади в цель, перебрось через веревку;
    • на точность движений – кольцеброс, жонглирование, сделай как я, упражнения с закрытыми глазами.

    Ежедневно планируются и проводятся несколько подвижных игр. Чтобы игры не надоедали детям, их нужно чередовать и усложнять.

    Кроме того, подбирать игры для детей следует таким образом, чтобы развивать в воспитанниках не только целеустремленность и рвение к победе, но и такие, которые будут иметь правильное воспитательное воздействие на ребенка, сдерживать его эгоистические порывы, нарушение дисциплины, формировать такие качества как выдержка, честность, ответственность. После окончания игр важно научить детей переключаться к более серьезным делам, уметь быстро успокаиваться после перевозбуждения, присущего активным играм.

    Подвижные игры для детей на улице

    В течение дня дети в детском саду находятся на свежем воздухе не менее четырех часов. Это время должно быть наполнено наблюдениями, работой в цветнике и на огороде и, конечно, множеством разнообразных игр. Подвижным играм отводится немаловажная роль. Они снимают усталость после занятий, снижают проявление стресса и беспокойства, насыщают кровь кислородом. Детям нравятся веселые, шумные, динамичные игры. Вот некоторые из них.

    Воробышки

    Цель игры: развивать прыгучесть, сноровку, ловкость.

    Инвентарь: мел.

    Ход игры: нарисовать большой круг. Выбрать кота. Кот сидит в кругу, а воробышки стоят за кругом. По сигналу воробышки запрыгивают в круг. Кот пытается их словить. Пойманные воробышки остаются в кругу.

    Охотники и зайцы

    Цель игры: развивать меткость, быстроту, скорость, ловкость.

    Инвентарь: мяч.

    Ход игры: водящий – охотник, все остальные – зайцы. Охотник подбрасывает мяч три раза, после этого старается попасть мячом в убегающих зайцев. Зайцы, в которых попал мяч, выбывают.

    Подвижные игры для детей в помещении

    Без игр в помещении детсадовская жизнь была бы скучной и унылой. В арсенале воспитателей огромное количество малоподвижных игр для отдыха между занятиями, музыкальных, хороводных игр. Обязательно в конце физкультуры планируют две игры. Одно физкультурное занятие может полностью состоять из подвижных игр разной интенсивности и нагрузки.

    Раз, два, три – замри

    Цель игры: учить детей бесшумно двигаться по ограниченной площади, занимать выразительное статическое положение по сигналу.

    Инвентарь: платок.

    Ход игры: водящему завязывают глаза. Он медленно проговаривает «Раз, два, три – замри!». В это время дети бесшумно бегают. На слове «Замри!» принимают какое-либо узнаваемое положение. Водящий должен выбрать самую красивую фигуру. Этот ребенок становится водящим.

    Не обожгись!

    Цель игры: развивать у детей координацию движений, быстроту, умение владеть мячом.

    Инвентарь: мяч среднего размера.

    Ход игры: дети стоят по кругу. По сигналу мяч – колобок быстро передают друг другу, пока кто-то его не упустит. Этот ребенок выбывает.

    Кузнечики

    Цель игры: развивать прыгучесть, точность движений, умение прыгать, не сталкиваясь с другими детьми.

    Инвентарь: вырезанные по количеству детей цветы.

    Ход игры: по сигналу дети занимают разложенные на полу цветы. По второму сигналу перепрыгивают с цветка на цветок. Нужно побывать на всех цветках.

    Любой вид деятельности детей в детском саду должен быть тщательно продуманным, спланированным и организованным. Научить детей играть – нелегкая задача. В старшей и подготовительной группе руководство детскими играми имеет свои особенности. Во время игры воспитателям не надо слишком опекать детвору. Бесконечные указания, замечания, остановки, чрезмерная страховка только обесценивают игру, раздражают детей. Лишают самого ценного и важного – игровой непосредственности.

    Замечательно, если взрослый становится активным участником. Это прибавит энтузиазма, энергии и вдохновения детской игре. Иногда для участия в играх можно привлекать родителей. Воспитатели, мамы и папы могут быть просто доброжелательными и заинтересованными зрителями и болельщиками.

    Для результативности подвижных игр воспитателям нужны красочно оформленные атрибуты, желательно музыкальное сопровождение. Каждая удачно проведенная игра способствует сплочению детского коллектива.

    Вместо заключения

    Подвижные игры для детей 6-7 лет – это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития детей. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья воспитанников в группе, их физической подготовленности и активности. Их благоприятное воздействие на детский организм очевидно: подвижные игры способствуют усилению кровообращения, закаливают организма, способствуют его оздоровлению и являются средством профилактики различных заболеваний.

    Консультация для родителей.

    Роль подвижных игр в современной жизни детей

    дошкольников.

    С давних времен и по сей день дети дошкольного возраста постоянно нуждаются в движении. Ежедневно среднестатистический дошкольник тратит массу времени и сил на образовательную деятельность в ДОУ. Дома, как правило, большинство

    родителей, мало уделяют времени подвижному образу жизни своих детей. Большинство детей в основном занимаются просмотром мультфильмов, увлекаются компьютерными технологиями или предоставлены сами себе. Хотя достоверно известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, значительно меньше болеют, крепче спят и быстрее развиваются физически.

    Что же поможет улучшить физическое, а вместе с тем и эмоционально-умственное развитие ребенка?

    Конечно же, подвижные игры.

    В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития индивидуальности ребенка, ведь в играх воспитывается коллективизм. Проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность, честность, правдивость, выдержка, самообладание, самоконтроль. В игре дети лучше познают окружающий их мир, у них развивается пространственное воображение, дети получают много положительных эмоций, ощущение радости, восторга.

    В подвижные игры включаются все основные виды движений, таких как ходьба, бег, метание, бросание, ловля, различные лазания, ползания, равновесие а также некоторые специальные движения для развития и укрепления отдельных групп мышц.

    Мир подвижных игр очень разнообразен, но очень полезно знать какие именно виды игр любит играть ваш ребенок, и какие игры можно освоить вместе с ребенком для всестороннего и гармоничного развития.

    Классификация и характеристика подвижных игр.

    Игры классифицируются: по сложности, по двигательному содержанию, по степени физической нагрузки, по использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

    Подвижные игры делятся на: 1. Подвижные игры с правилами (простые).

    2. Игры с элементами спортивных игр (сложные).

    Подвижные игры с правилами подразделяются на:

    1. Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых действия детей определяются сюжетом и роль, которую они активно выполняют. В основном правила у таких игр несложные. являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетно-ролевых играх может участвовать разное количество детей.

    Я рекомендую для детей и родителей поиграть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Кошка с котятами»,«Два мороза», «Пираты», «Мушкетеры», «Гонщики», «Я- шофер», «Почта», «Парикмахерская», «Путешествие на машине».

    2. Бессюжетные игры - это игры, основанные чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Эти элементы делают игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

    К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей.

    Примеры игр «Найди свой цвет», « Догони мяч», «Найди свой домик», «Поймай,беги», « Пролезь под веревочку».

    3. Игровые упражнения - основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег), и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей.

    Примеры игр: «Лягушки», «Попади в цель», « Кто быстрее?», «Метатели ядра».

    4. Игры с элементами соревнования.

    К данному виду игр относятся игры-эстафеты, которые также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности).

    Примеры игр-эстафет: «Кто самый быстрый?», « Самый меткий», «Пронеси олимпийский огонь», « Силачи», «Пограничники», «Посади картофель», «Полоса препятствий», «Собери урожай».

    5. Игры – забавы, аттракционы.

    В основном проводятся на вечерах досуга, физкультурных праздниках. Также игры- забавы можно проводить и с семьей на улице. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее много радости. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и требуют двигательных умений, ловкости, сноровки.

    Примеры игр: «Скачем на лошадке», «Карусели», «Солнышко и дождик», «Прыгают зайки», «Мы на лодочке плывем», «Снежки», «Попрыгунчики».

    Игры с элементами спортивных игр (сложные).

    Игры, такие как бадминтон, футбол, баскетбол, волейбол, бадминтона и др. В этих играх используются сложные элементы техники и правил, которые будут доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста.

    Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно разносторонне воздействовать на развитие ребенка. Особую роль в воспитании играют сами правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила созданы для того, чтобы действовать в соответствии с ролью: к примеру, как можно быстрее убегать от водящего или допрынуть до какого-либо ограничителя, и т. п. Выполнение правил в подвижных играх очень организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчиняться общим правилам, помогать друг другу.

    Подвижные игры для дошкольников можно использовать не только в ДОУ для того, для того, чтобы решить педагогические задачи, такие как совершенствование движений, развитие и воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, игровой ситуации, условий требующих определенных усилий от детей, но и на прогулке вместе с семьей, так как это объединяет членов семьи, мотивирует детей и способствует оздоровлению населения в целом. Я рекомендую проводить подвижные игры с малышами любого возраста каждый день. Начинать игру лучше утром,(так как игры в утреннее время лучше всего происходит процесс усвоения навыков игры) примерно через час -полтора после завтрака. Вечером же подвижные игры следует проводить на улице.

    Выбирая игру, уважаемые родители,учитывайте, чем до этого момента занимался ваш малыш. Если же ваш ребенок был занят умственной деятельностью, то ее лучше отложить, поиграйте с ним веселую подвижную игру.

    Подвижные игры, рекомендуемые для взрослых и детей дошкольников на улице и дома. Данные игры развивают у детей и взрослых ориентировку в пространстве, внимание, координационные способности, силу, ловкость, смекалку. В играх используется минимум оборудования, что не усложняет правил игры. И самое главное, родители и дети получают положительные эмоции.

    «Жмурки»
    Это замечательная, очень веселая подвижная игра в которой могут принимать участие взрослые и дети. В жмурки можно играть дома, но лучше всего играть на улице.
    Правила игры.

    Сначала выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Остальные игроки встают вокруг него лицом в центр круга. По сигналу водящий начинает ловить участников, те убегают от него. Игрока, которого поймали, водящий должен угадать на ощупь, не развязывая глаза. Если угадывает, то пойманный становится водящим.

    Выигравает тот, кого поймали наименьшее количество раз или не поймали вообще.

    Подвижная игра «Колечко».

    Также могут играть взрослые и дети.

    Все участники садятся на скамеечку или становятся в ряд друг за другом. Ведущий берет колечко или какой- либо другой мелкий предмет и делает вид, что кладет это колечко в ладошки каждому из игроков.

    Затем он говорит: «Колечко, колечко выйди на крылечко!» и тот, у кого действительно колечко осталось ладошках, старается быстро соскочить вперед а другие участники пытаются не дать ему это сделать. Если игроку удалось выскочить, то он становится на место ведущего.

    Игра« веселые кролики»

    Как правило, данная игра проводится на прогулке. Организатором игры является взрослый. Площадка делится попалам. На одной площадке, где проводится игра, дети и родители рисуют одинаковые круги - это будут клетки кроликов, там ставятся несколько стульчиков по количеству игроков. К стульчикам вертикально ставят обручи. На другой стороне площадки находится стул – это дом сторожа, а пространство между кроликами и сторожем - луг. Дети « разобравшись» по группам встают в круги и изображают кроликов, затем взрослый говорит: «Кролики сидят в клетках» и по очереди выпускает кроликов погулять. Кроликов выпускают они на полянке бегают, прыгают. Когда дети услышат: «Скорей в клетку», они бегут туда и пролезают в обруч.

    Игра в «Прятки»

    С помощью жребия или считалки участниками игры выбирается водящий. Игроки предварительно договариваются до скольки будет считать водящий. После этого водящий отворачивается к стенке и считает вслух, а остальные прячутся, кто куда сможет.
    Задача игроков: после окончания счета успеть "постучать " до того, как его найдет водящий.
    Задача водящего: найти всех игроков. Первый найденный участник и станет следующим водящим.

    Игра «Удочка».

    Игра подходит для большой группы человек.

    Играющие встают на площадке в круг, изображая плавание рыбок. В центре круга располагается взрослый (мама или папа)-рыбак в руках у него скакалка. Задача «Рыбака» поймать рыбок, крутя скакалку по кругу. Кого поймали из игры выходит.

    Игра «Шагаем дружно по дорожке».

    Игру лучше проводить дома. В игре принимают участие мама и ребенок ясельного возраста.

    Оборудование: цветной шнур, веревка примерно 1,5-2м.

    На полу комнаты цветным шнуром, ли веревкой обозначается линия. Мама с ребенком становятся друг за другом за линией. Мама предлагает малышу «погулять по дорожке».

    Говорит ему слова:

    Дружно по дорожке,

    Дружно по дорожке

    Шагают наши ножки:

    Раз, два, раз, два -

    Шагают наши ножки.

    По кочкам, по камешкам,

    По кочкам, по камешкам…

    В ямку - бух!

    Ребенок двигается за мамой вдоль линии. На слова «по кочкам, по «кочкам по маленьким пенечкам »(произносят имя ребенка) шел и в ямку-бух. Они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, руки на поясе; на слова «в ямку - бух!» садятся на корточки, руки кладут на колени. После слов мамы: «Вылезли из ямки», ребенок вместе с ней встает на ноги.

    Я рекомендую проводить подвижные игры с малышами любого возраста каждый день. Начинать игру лучше утром (так как игры в утреннее время лучше всего происходит процесс усвоения навыков игры), примерно через час - полтора после завтрака. Вечером же подвижные игры следует проводить на улице, так как в это время у ребенка лучше развита физическая активность.

    Выбирая игру, уважаемые родители, учитывайте, чем до этого момента занимался ваш малыш. Если же ваш ребенок был занят умственной деятельностью, то ее лучше отложить, поиграйте с ним веселую подвижную игру.


    Значение подвижных игр

    Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
    Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
    В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
    Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
    В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
    Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

    Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

    Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Когда снятся вещие сны?

    Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
    .

    Магия приворота

    Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?