• Безумный день профессора канта читать онлайн. Жан-Поль Монген

    Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

    Один день Имманула Канта — философа, жившего «под тяжестью собственного гения» и рекомендовавшего думать о Цицероне в моменты бессонницы.

    «Возможно, Бог сотворил Иммануила Канта в тот день, когда Ему не с кем было сыграть в шахматы». Но, равнодушный к играм, вместо партии с Богом Кант придумал классическую немецкую философию. Не понимая большинство его постулатов, современники называли его «великим китайцем из Кенигсберга», а соседям Кант заменял часы — ежедневно совершая одни и те же действия в одно и то же время. Но однажды встреча с прекрасной дамой и призраками шведского мистика Сведенборга нарушили его привычный режим: в тот удивительный день философ остался дома, а городская жизнь превратилась в хаос…

    «Платон и К°» — это серия иллюстрированных научно-популярных книг о знаменитых философах, изданная французским издательством Les petits Platons («Маленькие Платоны»). Аудитория серии, по мнению французского издателя, — «читатели от 9 до 99 лет». Автор идеи коллекции — историк философии и издатель Жан-Поль Монген — привлек к написанию рассказов о классиках мировой философии группу современных французских философов. Каждый рассказ сопровождается иллюстрациями, обыгрывающими определенную эстетику (например, «Призрак Карла Маркса» выполнен в стилистике Владимира Лебедева). Захватывающие истории с живыми и яркими иллюстрациями в легкой и часто юмористической манере объясняют читателям основные философские идеи героев книг. В результате получается своеобразный графический философский роман, одновременно детская и недетская книга, которую во Франции с удовольствием покупают родители детям и просто любители философии и иллюстрированной книги.

    Об авторе

    Жан-Поль Монген — специалист по немецкой философии, писатель и издатель, автор идеи серии «Платон и К°».

    Жюлия Вотер — дизайнер тканей, иллюстратор, выпускница Высшей школы декоративного искусства. Сооснователь журнала Ecarquillettes. Работает в области коммерческого и графического дизайна, автор иллюстраций к детским книгам.

    Издательство Ad Marginem Press в рамках совместной издательской программы с Музеем современного искусства "Гараж" перевело на русский язык серию книг "Платон и Ко", в которых сложные философские идеи объясняются простым детским языком. Куратор серии, профессор Сорбонны, историк философии Жан-Поль Монген рассказал сайт, о том, почему Иммануил Кант боялся женщин, о детском восприятии и сорбоннских привычках.

    – Как пришла идея создать серию книг по философии для детей?

    – Я профессор философии и у меня четверо детей. Мне же надо было как-то объяснить им чем я занимаюсь на работе! (смеется) На самом деле я действительно преподаю философию. Книги из серии "Платон и Ко" были написаны несколькими профессорами философии, я же написал только первую, которая называется "Безумный день профессора Канта". Я окончил Сорбонну и это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на восприятие мира. Параллельно я работаю в организации, которая занимается проблемами школьного образования.

    Иллюстрации предоставлены издательством Ad Marginem Press

    – И вы занимаетесь тем, что адаптируете философию для детей?

    – Идея не в том, чтобы облегчить понимание проблем или рассказать о жизни того или иного философа. Главное – это художественная подача основных концепций и интересных фактов из биографии. Такая форма – отличное начало для разговора о более серьезных вещах. И мы в своей серии пытались перейти от диалектического подхода к мифологическому, то есть рассказать занятные истории, а не конспекты сорбоннских лекций. Подобные мифы окружают любого исторического персонажа, но в нашем случае эти фикции помогли нам раскрыть мнения и суждения выбранных героев.

    – Каков процент вымысла в этих рассказах?

    – В моей книге "Безумный день профессора Канта" вымысла нет. Я использовал настоящее описание одного дня из жизни Иммануила Канта, который, как известно, каждый свой день проводил одинаково. Эти факты есть в архивах. Каждое утро Кант задавался вопросом "Что я могу узнать или изучить?", днем он спрашивал "Что я могу сделать?" и вечером он думал о том, "В чем секрет красоты?". И изо дня в день он искал ответы на эти вопросы.

    Из книги "Безумный день профессора Канта":

    Мария-Шарлотта была намного моложе профессора Канта. Она возникала и исчезала с необычайной легкостью – по вдохновенью своей кокетливой натуры и в зависимости от перемещений прусского и русского штабов. Девушка была не слишком умна, но умела ценить чужие знания. Она казалась полной противоположностью женщин, которых Кант панически боялся, – амазонок, самозабвенно спорящих о механике или лезущих в дебри древнегреческого языка. У этих особ было море апломба – не хватало лишь бороды!


    – В книге появляется возлюбленная Канта Мария-Шарлотта и описываются занятные подробности их взаимоотношений. Такие тонкости тоже можно найти в мемуарах? Или все-таки романтическая сюжетная линия – плод художественного воображения?

    – В истории существовало лишь два биографа, которые описали жизнь Канта, но в их сочинениях деталей и шуток настолько много, что хватило бы на несколько таких книг. Все эти ролевые адаптации взяты из архивов. Любовная интрига между Кантом и Марией-Шарлоттой действительно существовала – нам даже удалось найти их переписку. И да, Кант действительно считал, что философии и науки – не женское дело. И таких опасных особ он на самом деле называл амазонками. Но если говорить о других книгах из серии, то там биографический момент намного слабее. В моей же – все выверено до мельчайших деталей.

    Фото предоставлено пресс-службой издательства

    – Как вы сами себя классифицируете – философ, историк-биограф или детский писатель?

    – Про себя я могу сказать, что я автор детских книг и никто больше. Потому что именно этим я хочу заниматься. Биография меня интересует лишь как инструмент, через который я смогу открыть детям мир того или иного философа и сделать так, чтобы ребенок задался теми вопросами, которые задавали себе эти мыслители. И я хочу, чтобы эти вопросы у детей возникали.

    – Чтобы говорить с детьми о науках или философии, нужно быть детским педагогом или специалистом в определенной области знаний?

    – Над серией помимо меня работали и другие авторы. И все они – историки философии, профессионалы своего дела, но чтобы написать детскую книгу этого недостаточно.

    – Тем не менее, кажется, что те, кто занимается серьезной наукой, говорят на серьезном языке. Не было ощущения, что вы принижаете этот пафос?

    – Да, мы понимали, что все видят философию как набор абстрактных метафизических идей, но для меня это, скорее, конкретная практическая область знаний. И мы никак не пытались принизить ее пафос. Аристотель, к примеру, считал, что философия – это наука для зрелых мужей за 30, а вот Сократ обсуждал свои идеи с юным рабом. То есть даже между философами никогда не было единого мнения о том, для кого эта наука – только для ученых или и для детей тоже.

    – А для вас какой-то возрастной ценз существует?

    – Это вопрос не возраста, а подачи. Мне кажется, что оптимальный возраст, чтобы начать заниматься философией – это 4-5 лет, но при этом педагог должен быть профессионалом. Он не должен навязывать какие-то истины и концепции. И надо понимать, что с четырехлетним и десятилетним ребенком нужно говорить по-разному.

    – Есть ли философы, которые больше подходят для детского восприятия?

    – В нашей серии вышли книги о Канте, Витгенштейне, Марксе, Ханне Арендт и Сократе. Например, "Носорог Витгенштейна" – это такой детский детектив, который будет интересен даже самым маленьким за счет своей формы, а "Безумный день профессора Канта" – подойдет детям чуть постарше. Но опять же, важно лишь то, как автор преподносит свою идею, а не то, какой была философия того или иного мыслителя.




    За "Критикой чистого разума" последовали "Критика практического разума" и "Критика способности суждения"; одна и та же теория служит основой всем трем трактатам - о законах...

    Читать полностью

    Каковы пределы познания? Что я должен делать? На что надеяться? Строгий профессор Кант из Кенигсберга отвечает на эти и на другие вопросы. Правда, описываемый день выдался настолько безумным, что он даже забыл о своей прогулке.
    Иммануил Кант (1724-1804) дожил до преклонного возраста, и ни разу за всю свою жизнь не покидал пределы Кенигсберга. Здесь, на берегу Балтийского моря, текли его годы в размышлениях о законах человеческого разума. Благодаря неутомимой страсти к учебе он приобрел огромную эрудицию.
    Трактат Канта о природе человеческих отношений, озаглавленный "Критика чистого разума", не сразу привлек общественное внимание. Но как только публика обнаружила в нем целую россыпь блестящих идей, труд философа снискал сенсационный успех и оказал влияние на всю последующую литературу и философию.
    За "Критикой чистого разума" последовали "Критика практического разума" и "Критика способности суждения"; одна и та же теория служит основой всем трем трактатам - о законах разума, о закономерностях природы и о созерцании красоты, которую нам дарят природа и искусство.
    По мотивам очерка Мадам де Сталь "О Германии", 1810
    Специалист по немецкой философии Жан-Поль Монген короткое время занимался преподавательской работой, но затем предпочел писательское ремесло. Став папой, он твердо уверовал в то, что дети изменят мир.
    Лоран Моро, со своей стороны, не большой знаток философии. Зато он притворяется добряком. Пишет для детских издательств (Helium, Actes Sud Junior…) и рисует иллюстрации для журналов. Живет и работает в Страсбурге.

    Скрыть